СПРАГА: Знання,Про Київ Почему Киев не стал столицей Российской империи?

Почему Киев не стал столицей Российской империи?

Подобные пейзажи вы увидите, если придете на экскурсии по Киеву

Сколько не изучаешь город, всегда поражаешься какой-то его еще нераскрытой сокровенностью, находишь что-то новое, неожиданное, ошеломляющее. И не перестаешь удивляться. Впрочем, так и должно быть! На то он и Киев!

Великий град Киев был утвержден столицей Его Величеством Историей. Какой еще город носил титул Матери Городов? Только Киев!

Разборки князей с начала ХI века в борьбе за “стол” в Киеве ослабили город, сделали его беззащитным, даже бессильным. Его тысячу лет сжигали ордами, лишали святости взрывами, уничтожали армиями, забивали летучими отрядами, унижали безразличием, заливали грязью, пытались очернить слухами, обезлюдеть радиоактивностью. Временами он переставал быть желанным для политических вершителей, но к нему не потеряли интерес сильные волей, непреклонные в желаниях его обитатели. И город все равно оставался духовной столицей, правда, более всего для духовенства.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Киевские ведьмы. Кто они?

Интеллигенция всегда любила Киев, и если Господь не сподобил творческим личностям родиться тут, то они (Ушинский, Бестужев-Марлинский, Максимович…), стремясь в Киев всю жизнь, желали быть хотя бы похороненными в его Святой земле, словно библейские пророки возле Иерусалима.

Ни один город мира не дал двадцатому веку такого обилия великих людей, как Киев. Они в нем появились на свет. Занимательно, что при этом нет ни одного представителя административно-репрессивного аппарата, принесшего несчастья, который написал бы в анкете: “Родился в Киеве”. Это легко проверить в любой энциклопедии или биографическом справочнике.

Память о Святом городе всегда заставляла всех самодержцев Российской империи незамедлительно поклониться Святыням Киева и получить благословение у Святых Мощей Подвижников Православия. Подобно некрещеному болезненному младенцу, московско-петербургские цари, не получившие Киевской Благодати, долго не правили. Не верите? Вспомните, полистайте любую “Историю России”.

Когда в середине ХIХ века Европу сотрясали революции, Николай I в Киеве расположил самое крупное воинское соединение — Первую армию, готовую отправиться либо в Германию, либо в Австро-Венгрию для подавления непокорных. Это вынуждало императора бывать здесь довольно часто. Николай I, как впоследствии и Александр II, учитывая историческое и религиозное значение города, планировали сделать Киев третьей столицей государства. Об этом пишет генерал Н.Н.Муравьев: “Когда Левашов приезжал в Петербург (1834), то ему государь говорил, что он желал бы из Киева сделать третью столицу, на что Левашов ответил, что сие бы можно сделать, но присутствие главной квартиры Первой армии, стесняющей город, постоянно ему в том препятствует”. В.В.Левашов Киевский генерал-губернатор. О перенесении столицы в Киев Николаю I также подавал представления князь М.С.Воронцов, а позднее, другому императору Александру II — князь А.И.Барятинский. До этого пожелания такого рода высказывала Елизавета Петровна своему фавориту А. Г. Разумовскому.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: «Як пам’ятник Тарасу Шевченку прагнув з’явитися і зрештою з’явився в Києві»

В начале ХХ века вновь возникла идея о переносе столицы из Санкт-Петербурга в Киев, на то время всего лишь губернский город. Она практически созрела у Петра Аркадиевича Столыпина и получила поддержку у вдовствующей императрицы Марии Федоровны, искренне полюбившей наш прекрасный город.
Причины, вынуждающие перенести столицу громадного государства, должны быть весьма уважительными. К 1910 году они окончательно сформировались:

  • Во-первых, “Кровавое воскресение” и стачечное движение в Санкт-Петербурге, столице империи во время Первой русской революции. Сильный накал борьбы в Москве, где декабрьское вооруженное восстание страшное, кровавое, разрушительное подтвердило невозможность переноса туда столицы. Большое количество многолюдных заводов со сложившимися революционными традициями превращали эти два города в опасные места для самодержавной власти.

В Киеве же всегда были сильны. монархические традиции, имелись общественные организации этого толка, национальное движение за независимость находилось в зачаточном состоянии, а радикально настроенного пролетариата почти не замечалось. Поэтому в 1905 году не было ни баррикад, ни манифестаций с сильно выдержанным революионным уклоном, кроме быстротечного выступления саперов под командованием Бориса Жадановского.

  • Во-вторых, Киев часто навещала, а потом и постоянно в нем проживала императрица Мария Федоровна, мать последнего, императора Николая II. Она любила Киев, Киево-Покровский монастырь. Здесь к ней хорошо относились. Есть предположение, что именно в её честь назвали Мариинский парк, а впоследствии и дворец. Этот город был близок её сердцу своей славной историей, мягким климатом и живописным расположением. Природные условия были очень важны и для её внука цесаревича Алексея, болевшего гемофилией, для которого климат северной столицы был губительным.
  • В-третьих, Марию Федоровну не устраивала скандальная атмосфера при дворе, связанная с Григорием Распутиным. Не находя понимания сына в этом вопросе, вдовствующая императрица вместе со Столыпиным мечтала оторвать Августейшую семью от этого проходимца.
  • В-четвертых, панславянские, империалистически и милитаристически настроенные российские круги вынашивали планы, после окончания войны с Турцией и Австро-Венгрией, освободить все славянские народы, захватить Царьград (Константинополь) и создать Великую славянскую державу. Столицей её по многим причинам и, в первую очередь, благодаря легендарному историческому прошлому и значению для славянства, мог стать только Киев.
  • В-пятых, Киев был и оставался православной столицей Российской империи. Представители рода Романовых это хорошо понимали и высоко ценили. Великая княгиня Александра Петровна основала Киево-Покровский монастырь, где она приняла постриг под именем инокини Анастасии. Её сын, великий князь Петр Николаевич, создал эскизный проект соборного храма Святого Николая, самого большого И вместительного в Украине. Эту обитель любили посещать все Романовы, а особенно Мария Федоровна.

Во время визита в Киев в августе-сентябре 1911 года всего императорского семейства и двора, а также Кабинета Министров во главе со П.А.Столыпиным, планировали обсудить вопрос о переносе столицы. Покушение в Городском театре, не без участия Распутина с “черной сотней”, приведшее к смерти Петра Аркадиевича, остановило стремительное продвижение Киева к статусу столицы России. Истинные причины этого злодейства так и не определены, хотя подробности убийства премьера освещались детально и неоднократно. Как знать, куда бы повернулось все дальнейшее развитие истории в случае, если бы Святой город все-таки стал во главе гигантской империи.

Неоднократные высказывания различных государей о возможности, даже желании видеть Киев столицей Российской империи, безусловно, должны были льстить истинным патриотам города. Но было бы это хорошо для него? Вряд ли. Когда город столица своего государства, то сохраняется его характерное, национально-территориальное лицо. А так Киев мог стать или серо-казенным, от массовой застройки доходными домами, как в столице Российской империи Петербурге, или потерять свою национальную самобытность, как “сорок сороков церквей” Москва. Казенно-административная напыщенность многоязыковой империи задавила бы естественность и душевность любого города. Этому было много примеров, особенно в СССР.

После Украинской революции 1917 года, были неудачные попытки сделать Киев центром УНР. К сожалению, они не удались. Впоследствии, столицей УССР с декабря 1919 года объявили Харьков. Как ни парадоксально, причины переноса административного центра Украины из Киева в Харьков в социалистическом государстве оказались теми же империалистическими, но с другим вектором. А именно: в новой столице Украинской советской республики было много рабочих и мало интеллигенции, любившей проживать в “Донбассе культуры” так называли в то время Киев. А самое главное индустриальный Харьков был уже тогда обрусевшим. Киев, потерявший в начале в результате поголовных репрессий многих представителей гуманитарных профессий, а впоследствии и десятки храмов, вернул себе звание столицы в июне 1934-го, но, увы, советской республики.

Только через 80 лет, в 1991 году Киев стал, наконец, столицей независимого Украинского государства!

«Киевлянинъ», 2001 г.

РЕКОМЕНДУЕМ: Экскурсии по Киеву и туры по Украине от СПРАГА.инфо

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Також рекомендуємо

«Святий» лікар Феофіл Яновський (Андріївский узвіз, 17)«Святий» лікар Феофіл Яновський (Андріївский узвіз, 17)

Біля підніжжя Замка Річарда на Андріївському узвозі в Києві стоїть невеликий будиночок за № 17. Тут розпочинав лікарську практику знаменитий київський лікар Феофіл Гаврилович Яновський (1860-1928).   Мешканці Києва називали Феофіла

Татарка – історична місцевість в Києві. Старі двері.

Татарка. Втрачене минулеТатарка. Втрачене минуле

Старі одноповерхові дерев’яні будиночки почали зносити ще у 70-х роках, але пік забудови масиву прийшовся якраз на 80-ті роки. Будівництво велося надзвичайно швидкими темпами. Так формувалася та Татарка, котру ми

Київ Повернення до мирного життя після II Світової війни.

Повернення до мирного життя: Київ після Другої світової війниПовернення до мирного життя: Київ після Другої світової війни

Перші післявоєнні роки Київ був у повній розрусі. Проте вже на самому початку 50-х років ситуація почала різко змінюватись. Столиця УРСР з кожним днем перетворювалась із суцільних руїн на справжнє