СПРАГА: Знання,Про Київ Андреевский спуск XIX века: публичные дома

Андреевский спуск XIX века: публичные дома

Ещё в XVII веке проповедник Пётр Развидовский упоминал о ведьмах, слетавшихся на шабаши в окрестности бернардинского монастыря, то есть на Лысую гору, также именуемую Замковой. В представлении наших предков ведьмы были привлекательными, румяношщёкими молодыми женщинами, без труда увлекающими жертвы в свои колдовские сети. По-видимому, необъяснимая романтическая атмосфера Андреевского спуска и близость Лысой горы определили место, благодатное для «гнёзд порока и разврата», а проще говоря – публичных домов, которые к середине 1840-х годов заполонили всю улицу.
Истории публичных домов в Киеве часто могут слыштать те, кто посещает авторские экскурсии по Киеву. Что ж, поделимся кое-чем интересным в этой статье.

Разврат на Андреевском спуске

Поскольку публичные дома подчинялись городской власти, жизнь в них была строго регламентирована. Чтобы открыть подобного рода заведение, потенциальным владельцам требовалось получить разрешение полиции и чётко исполнять все предписания. Для «содержанок» тоже существовали правила, утверждённые министром внутренних дел от 29 мая 1844 года. 

Андреевский спуск и его публичные дома. Свод правил для публичных женщин города Киева.

К началу 1850-х годов практически весь Андреевский спуск «утопал» в публичных домах. Но неожиданно эти злачные места стали центром внимания и головной болью не только киевской губернской власти, но даже царского двора. А всё потому, что устоявшийся клан студентов Киевского университета столкнулся с многочисленными юнкерами и военными, пребывавшими в Киеве накануне и во время Крымской войны. Студенты и военные никак не могли договориться, кто же будет господствовать на гуляниях, в ресторанах и, первым делом, в публичных домах на Андреевой горе. 

«Казённокоштные студенты, — писал о том периоде профессор истории права Александр Романович Славатинский, — часто не ночевали в своих дортуарах, не подвергаясь за это взысканию. Было время буйное — борьба цивилизации с проституцией и ежедневное разграбление весёлых домов Андреевской горы». 

Начало конца

Конец вражде между этими «непримиримыми врагами» положило нашумевшее дело полковника Бринкена, который обрушился с обвинениями на студента Яроцкого за то, что молодой человек имел смелость ударить укусившую его полковничью собаку. Студенты обратились с жалобой к генерал-губернатору И. Васильчикову. Понимая всю неприглядность поступка Бринкена, князь поручил старшему полицмейстеру уговорить полковника извиниться. Бринкен остался непреклонен, и тогда студенты решили восстановить справедливость своими силами. Кулачная расправа произошла в театре, где все, кто только мог, ударили полковника. Полиции не удалось задержать ни одного из буйных студентов. 

После того, как история выплеснулась на страницы газет и журналов и стала достоянием всего общества, государь Александр Николаевич, посетив университет в августе 1857 года, сказал: «Шалости одного лица могут быть прощаемы, но шалости массы никогда…» 

Удаль и разгул студенчества, доходившие в бибиковские времена до разрушения дома терпимости Камбалы на Андреевском спуске и завершившиеся бринкениадою, вызвали соответствующую реакцию – явилась потребность в иных формах студенческой жизни. 

Окончательным же освобождением от публичных домов и притонов Андреевский спуск обязан Андрею Николаевичу Муравьёву (1806 – 1874), известному писателю, общественному деятелю и просветителю.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Також рекомендуємо

sichovi_s_1

На стику Кудрявця, Євбазу та Солдатської слобідкиНа стику Кудрявця, Євбазу та Солдатської слобідки

Вулиця Січових Стрільців За часів Київської Русі від теперішньої Львівської площі, де розташовувалася одна із міських брам, починався шлях на захід. У середині ХІХ ст. він оформився як вулиця Львівська.

…И в мутных стеклах видеть гжель…И в мутных стеклах видеть гжель

Во сне незнакомая девушка несколько раз спросила меня:«Кто ты?» Я в голове попыталась сформулировать ответ, и вышло четверостишие: Я обожаю каламбуры,Мехенди розовым ежей,Разрывный код любой культурыИ в мутных стеклах видеть