СПРАГА: Все,Знання,Про Київ Киев в 70-е: Театр как Отражение Времени

Киев в 70-е: Театр как Отражение Времени

Популярным видом досуга в Киеве 1970-х было посещение театров. Киев — город, безусловно, театральный, и дружбу с Мельпоменою водит давно. В начале 1970-х в городе насчитывалось шесть театров. Киевским флагманом считался Академический театр оперы и балета УССР им. Т. Г . Шевченко (улица Владимирская, 50). Там и звезды с мировым именем (например, Евгения Мирошниченко, Анатолий Соловьяненко), и в репертуаре произведения мировой классики, да и зарубежные делегации посещали, по традиции, именно этот театр.

Зачастую в одном спектакле можно было увидеть целое созвездие прославленных артистов. Например, в “Фаусте” — Анатолия Соловьяненко (молодой Фауст), Дмитрия Гнатюка (Вачентин), Гизелу Циполу (Маргарита) и Галину Туфтину (3ибель). Или в “Травиате” — Евгению Мирошниченко (Виолетта), Анатолия Соловьяненко (Альфред Жермон), Анатолия Мокренко (Жорж Жермон). К тому же, многие солисты киевской Оперы — Юрий Гуляев, Дмитрий Гнатюк, Константин Огневой, Анатолий Мокренко — часто выступали и на эстраде, становясь известными широкой публике. Спектакли с их участием пользовались большим успехом.

Народная артистка СССР Евгения Мирошниченко была одной из самых ярких оперных звезд 1970-х. Ученица знаменитой М. Донец-Тессейр, обладательница уникального лирико-колоратурного сопрано, она свободно брала ноту ‘ля’ третьей октавы. Солистка Киевской оперы была известна далеко за пределами Советского Союза — побеждала на конкурсе вокалистов во Франции, стажировалась в ‘Ла Скала’, гастролировала по всему миру.

Народный артист СССР Юрий Гуляев был кумиром миллионов. Ни один значимый концерт не обходился без его участия. На фото — выступление Ю. Гуляева на первом Всесоюзном фестивале искусств «Київська весна» в июне 1973 года на Выставке передового опыта народного хозяйства УССР (привычная аббревиатура ВДНХ УССР появилась несколько лет спустя).

Народный артист СССР Дмитрий Гнатюк в 1975 году праздновал 50-летие. Юбилейный концерт певца состоялся в оперном театре 7 апреля, его вел Анатолий Мокренко. На фото — буклет «Дмитро Гнатюк’, изданный в 1973 году издательством “Мистецтво”.

В тогдашнем репертуаре театра — оперы “Мадам Баттерфляй», «Искатели жемчуга”, “Запорожец за Дунаем”, “Волшебная флейта”, “Ярослав Мудрый”, “Аида», «Фауст” и другие, средн балетов — “Лебединое озеро”, “Севильский цирюльник”, “дон Кихот”, “Чиполлино”, “Спартак”.

Большим успехом пользовался “Вечер одноактных балетов” (I отделение — “Пахита”, ІІ отделение — “Кармен-сюита”, где роль Кармен исполняла народная артистка СССР В. Калиновская). Среди балетных звезд — Елена Потапова, Венир Круглов, Валерий Ковтун, Татьяна Таякина. И, конечно, на слуху у многих театралов бьши Имена дирижера Стефана Турчака, режиссеров-постановщиков Вахтанга Вронского, Дмитрия Смолича‚ Ирины Молостовой, Льва Силаева, художника Федора Нирода‚ хормейстера Льва Венедиктова.

Балет А. Хачатуряна «Спартак» являлся одной из визиток Киевского академического театра оперы и балета УССР. В. Ковтун (в 1978-м получил звание народного артиста СССР) исполнял роль жестокого полководца Красса, а его жена Т. Таякина (народная артистка СССР с 1980 года) — возлюбленной Спартака. На фото — сцена из балета. 1970-е были судьбоносными для В. Ковтуна — он стал лауреатом международных конкурсов балета в Варне (1970), Москве (1973), лауреатом премии Ленинского комсомола (1973).

Из киевских драматических театров ведущими являлись Академический русский драматический театр им. Леси Украинки (в народе — “Леся”) и Академический украинский драматический театр им. Ивана Франко (говорили: пойти “во Франка”). Они конкурировали между собой. В описываемое десятилетие первенство держала “Леся”.

В репертуаре Русской драмы (улица Ленина, ныне Богдана Хмельницкого, 5) имелось несколько знаковых спектаклей. Прежде всего, “Варшавская мелодия» (режиссер Эдуард Митницкий), где Ада Роговцева в роли польской девушки Гели и Альфред Шестопалов, игравший русского парня Виктора (с начала 1970-х в этой роли выступал такке Анатолий Решетников), рассказывали историю влюбленной пары, которая так и не стала семьей из-за сталинского указа 1947 года‚ запретившего браки с иностранцами.

Спектакль «Варшавская мелодия” по пьесе Л. Зорина был поставлен в 1967-м. В течение двух десятилетий он являлся визитной карточкой Театра русской драмы и прошел на его сцене 670 раз. На фото — сцена из спектакля. Геля — А. Роговцева‚ Виктор — А. Шестопалов.

Своеобразной визиткой театра стал “сценический роман в письмах” о любви Антона Павловича Чехова к Лике Мизиновой “Насмешливое мое счастье” (режиссер Михаил Резникович), с прекрасными актерскими работами Николая Рушковского, Анатолия Парры, Ларисы Кадочниковой, Ады Роговцевой, Изабеллы Павловой, Сергея Филимонова. И, конечно, комедия “Как важно быть серьезным” (режиссер Михаил Резникович) с целым созвездием актерских имен — фаворит 15 театральных сезонов. Билеты на эти спектакли можно было достать разве что с нагрузкой на “датские” постановки вроде “Есть такая партия!” (к 100-летию Ленина) или “Кремлевские куранты” (к 60-летию революции).

Наделал шуму и спектакль “…Правду! Ничего, кроме правды!!!”‚ жанр которого театр определил так: документальная хроника в двух заседаниях. Для зрителей главной “изюминкой” оказался постановщик — прославленный Георгий Товстоногов, возглавлявший ленинградский БДТ. Одного этого имени было достаточно для супер-аншлага. К тому же в постановке были заняты все ведущие артисты театра… Однако любимым спектаклем киевлян эта работа Товстоногова так и не стала — революционная тематика сводила на нет всю изобретательность постановщика. Через несколько лет “…Правду! Ничего, кроме правды!!!” тихо сняли с репертуара.

Спектакль “Гнездо глухаря’ по пьесе В. Розова (1978) зрители так и не увидели — его запретили на генеральном прогоне. Главный режиссер театра И. Молостова‚ постановщик этого спектакля, в знак протеста подала в отставку. На фото сцена из генерального прогона. Егор — Ю. Мажуга.

Многие работы театра выделялись изящным художественным решением, и это неслучайно — сценографом был Давид Боровский, чье имя у театралов ассоциировалось с московским Театром на Таганке. Да, Боровский работал там главным художником и являлся ближайшим соратником (и во многом соавтором) легендарного Юрия Любимова. Между тем, киевские “Дети Ванюшина”, “Насмешливое мое счастье”, “Бесприданница”, и не только они, являлись его детищами.

В первой половине 1970-х “Леся” также начала сотрудничество с замечательным художником Даниилом Лидером, оформившим спектакль “Затюканный апостол”, “Странная миссис Сэвидж”, “Второе свидание” и другие. Кроме того, многие постановки — например, “Птицы нашей молодости”, “Разгром” украсила музыка талантливого композитора Романа Кофмана, впоследствии ставшего выдающимся украинским музыкантом и дирижером.

В конце 1970-х театр “выстрелил» еще двумя резонансными спектаклями: сатирической драмой “Кафедра”, поставленной режиссером Валентином Козьменко-Делинде (драматург Валерия Врублевская вначале предложила свою пьесу в театр им. И. Франко, но там не взяли), и молодежной “Сказкой про Монику” (в двухнедельнике “Театрально-концертний Київ спектакль анонсировался под рубрикой “Театральная молодежь — молодежи города”), открывшей целую плеяду новых актерских имен: Анатолий Хостикоев, Любовь Кубьюк, Александр Игнатуша. А постановщик этого спектакля 24-летний Виталий Малахов вскоре стал главным режиссером Киевского театра эстрады — самым молодым в Советском Союзе руководителем театра.

“Сказка про Монику» появилась на сцене в литовском городе Валмере в 1974 году как рок-опера (либретто написали С. Шальтянис и Л. Яцинявичус, композитор Г. Купрявичус). В 1975-м вышел двойной альбом (тогда говорили ‘двухплитник’), завоевавший популярность далеко за пределами Литовской ССР. Так что постановка в киевском Театре русской драмы (премьера 22 октября 1978 года) вызвала огромный ажиотаж, особенно у молодежи. На фото — сцена из спектакля. Роландас — А. Хостикоев, Моника — Л. Кубьюк.

“Кафедра», премьера которой на сцене “Леси» состоялась 3 апреля 1979 года‚ стала самой репертуарной пьесой своего времени — ее поставили более 40 советских театров, а доходы драматурга В. Врублевской достигли 10 тысяч рублей в месяц. На фото — сцена из спектакля. Зав. кафедрой Брызгалов — Н. Рушковский, Евграфова — А. Николаева.

Несмотря на зрительский успех ни один из спектаклей Русской драмы в 1970-е не был удостоен государственных наград. Лишь в 1981 году прима этого театра Ада Роговцева получила Шевченковскую премию за роли в “Вишневом саде” Антона Чехова, «Надеяться” Юрия Щербака (сыграла роль Леси Украинки) » Хозяйке” Марии Гараевой. Но 1981-й — это уже другое десятилетие…

“Франковцы” (театр располагался там же, где и сегодня — на площади Ивана Франко, 3) были больше обласканы государством. В 1971-м спектакль “Пам’ять серця” и его творцы — драматург Александр Корнейчук, режиссер Дмитрий Алексидзе, артисты Владимир Дальский, Полина Куманченко, Михаил Заднепровский, Евгений Пономаренко, Юлия Ткаченко — получили Госпремию УССР им. Т. Шевченко. А в 1973-м прима театра Наталья Ужвий стала Героем Социалистического Труда.

1973 год. Золотую звезду Героя Социалистического Труда (в шутку прозванную ‘гертрудой’) народной артистке СССР Наталье Ужвий вручает на сцене Театра им. Ивана Франко лично Владимир Щербицкий (на фото). В президиуме — Политбюро ЦК КПУ в полном составе. Событие приурочено к 75-летию актрисы. Впрочем, сначала планировали выдвинуть юбиляршу на Ленинскую премию — как исполнительницу главной роли в спектакле ‘Ніч місячного затемнення“ (1971, постановка С. Смияна). Члены комитета по премиям, увидев спектакль, посоветовали не выдвигать — не пройдет. Тогда актрису представили к ‘гертруде’.

Корифеи, безусловно, являлись одним из брендов тогдашнего театра им. и. Франко. Впрочем, из “золотого века” в репертуаре оставался разве что спектакль “Украдене щастя”, поставленный в свое время основателем театра Гнатом Юрой. В нем наряду с молодыми актерами играла и “старая гвардия”, помнившая Гната Петровича: Ольга Кусенко, Михаил Заднепровский, Нонна Копержинская.

Пришедший в 1970 году новый главный режиссер Сергей Смиян взялся решительно обновлять репертуар. Начал с собственной сценической редакции трагедии Леси Украинки “Кассандра”, но затем перешел на пьесы современных ему украинских Драматургов — Алексея Коломийца (“За дев’ятим порогом”, “Кравцов”), Миколы Зарудного (“Дороги, які ми вибираеємо”, “Пора жовтого листя”, “Таке довге, довге літо”, “Під високими зорями”, “Тил”), Любомира Дмитерко (“Лавровий вінок”), Александра Левады (“Здрастуй, Прип’ять!”). Увы, ни один из этих спектаклей так и не стал ярким событием в театральной жизни города.

Не сработавшись с новым главрежем, ушел в Русскую драму художник Даниил Лидер. И даже таланты постоянно сотрудничавших с театром известных композиторов Игоря Шамо, Мирослава Скорика, Александра Билаша, Ивана Карабица и художника Федора Нирода не смогли остановить падение популярности театра. Зрительный зал постепенно начал пустеть. Сотрудничество с московскими варягами — известным режиссером Борисом Равенских и легендарным композитором Матвеем Блантером, автором знаменитой песни “Выходила на берег Катюша…” и “Футбольного марша”, долгие годы исполнявшегося перед каждым футбольным матчем, — тоже не спасло ситуацию.

В 1978-м С. Смияна “ушли” режиссером в Оперный театр (спустя несколько лет он стал главрежем Театра оперетты), а “франковцев” возглавил Сергей Данченко, перешедший из львовского театра им. М. Заньковецкой. Новый главреж начал с того, что поставил собственный вариант “Украденого щастя” — занял новых актеров, а ведущие мужские роли отдал переманенным им из Львова народным артистам УССР Богдану Ступке (Микола Задорожный) и Виталию Розстальному (Михайло Гурман).

Дебют Сергея Данченко в качестве главрежа Театра имени Ивана Франко — постановка драмы И. Франко «Украдене щастя». Премьера состоялась 4 мая 1979 года. На фото — сцена из спектакля. Ганна — В. Плотникова, Задорожный — Б. Ступка.

Спектакль оказался настолько удачным, что именно им Украинская драма в течение многих лет открывала очередной сезон. С. Данченко начал реформировать театр — вернул в труппу “франковцев” Даниила Лидера, предложив ему должность главного художника, пригласил молодых актеров. И результаты не заставили себя ждать: уже в 1980-м спектакли “Дикий Ангел” (постановка Владимира Оглоблина) и “Дядя Ваня” (постановка Сергея Данченко) удостоились Государственной премии СССР. А в следующем десятилетии у театра появился собственный “бренд” — спектакль “Тев’є-Тевель”. И “Франко” начал опережать “Лесю”…

В спектакле «Дядя Ваня” по пьесе А. Чехова впервые оформился ставший знаменитым творческий тандем постановщика С. Данченко и художника Д. Лидера. Премьера состоялась 5 марта 1980 года в Москве. На фото — сцена из спектакля. Войницкий — Б. Ступка.

Театр оперетты (улица Красноармейская, 53/3), как и положено, активно осваивал легкий жанр. Он не являлся академическим, в труппе было всего два народных артиста УССР — Дмитрий Шевцов и Вера Новинская, а также несколько заслуженных. Остальные актеры званий не имели. Зато публика охотно ходила на “Герцогиню из Чикаго” в постановке Ирины Молостовой, оперетгу “Летучая мышь”, оперетту-ревю “Роз-Мари”, музкомедии “Сорочинская ярмарка” (сценический вариант театра) » “Кето і Коте” (украинский текст Миколы Бажана), мюзиклы “Бременские музыканты”, “Три мушкетера”, “Моя прекрасная леди” и другие.

Театр юного зрителя им. Ленинского комсомола (улица Розы Люксембург, ныне Липская, 15/17) — сегодня это Театр на Липках — ориентировался на маленьких зрителей (“Котовасія”‚ “Сказання про скомороха та царя Гороха”, “3айка-Зазнайка”, “Білосніжка та сім гномів”), учеников средних классов (“Двічі Вова”, “Недоросль”, “Син полку”, “Пеппі Довгананчоха”), а также старшеклассников — например, “А зорі тут тихі…” (понятно, без наделавшей шума сцены в женской бане из одноименного фильма С. Ростоцкого). Спектакли ТЮЗа шли преимущественно на украинском языке, в афише и программке всегда можно было прочесть фамилию переводчика — М. Рыльского, Д. Бобыря, Е. Дробязко, М. Шумило, И. Муратова, М. Овруцкой, М. Тапалаевского и других.

Театр кукол давал спектакли в помещении бывшей синагоги Бродского (улица Шота Руставели, 13), для чего к центральному входу в здание пристроили невысокий вестибюль. В репертуаре, помимо детских постановок (“Наш веселий колобок”, “Поросятко Чок”, “Залізний малюк”, “Пригоди Піфа”, “Чарівна лампа Аладіна” и других), имелись зрелища и для взрослых — например, “Йосиф Швейк проти Франца Йосифа”, “Божественна комедія”, “Клоп”.

Кукольный театр в 1970-е работал в бывшей синагоге Бродского. Для нужд театра к центральному фасаду старинного здания сделали пристройку, в которой расположились кассовый зал (отдельный вход справа) и вестибюль с гардеробом. В этом же помещении в 1979 году сыграл свой самый первый спектакль Театр драмы и комедии, который называли «театром на стульях» — долгое время он не имел собственного помещения и ютился, где придется.

Александровский костел без крестов — здесь расположился планетарий. А перед входом (на фото — справа) стоял огромный глобус, возле которого любили фотографироваться туристы. Да и киевляне тоже.

Между прочим, кукольный был не единственным в городе театром, работавшим в бывших культовых зданиях: с 1945 по 1955 годы — в помещении караимской кенассы (улица Ворошилова, ныне Ярославов Вал, 7), а с 1955-го и до начала 1990-х — в хоральной синагоге. Обычно культовые сооружения Киева, если им вообще повезло дожить до 1970-х, использовались чаще всего как музейно-архивные помещения, реже — по прямому назначению. Разве что Александровский костел (улица Челюскинцев, ныне Костельная, 17) приспособили в 1952 году под планетарий.

А в декабре 1978-го в другом костеле — Николаевском (улица Красноармейская, 75) — открыли Республиканский Дом органной и концертной музыки.

До 1978 года в здании Николаевского костела располагался Киевский государственный областной архив. В 1978-м Совет министров УССР принял решение о переоборудовании костела для нужд только что созданного Республиканского Дома органной и камерной музыки. С 1980-го Николаевский костёл стал концертным залом. На фото — программа одного из концертов республиканского Дома органной и камерной музыки.

Случалось, камерные концерты проходили и в стенах Андреевской церкви. Да еще пустовавшую в 1970-е годы церковь Николы Набережного превратили в концертный зал и студию звукозаписи. Но это случилось уже в следующем десятилетии.

Во всех киевских театрах дневные спектакли начинались в 12 ч, вечерние — в 19.30. Заканчивались представления обычно в 22 ч. Однако, например, “Мария” в Русской драме, “Дороги, які ми вибираємо” и “Ярослав Мудрий” в Украинской драме завершались в 22.30. Еще позже — в 22.45 — заканчивалась в Театре оперетты музыкальная комедия “Вір мені, коханий!”. Однако позднее всех публика покидала зрительный зал после просмотра “Варваров” в Русской драме и “Каштанов Киева” в Театре оперетты — в 23 ч. Общественный транспорт работал до часу ночи, так что добраться домой не было проблемой. Тем не менее, Оперный и театр им. Ивана Франко предложили своим зрителям необычную услугу: подачу такси к театру.

Реклама новой в Киеве услуги — подача такси после спектакля (на фото). Зритель мог сам вызвать машину, позвонив из телефона-автомата, всегда имевшегося в фойе, по номеру 082, но солиднее было озадачить этим администратора театра.

Обычная программка драматического спектакля стоила 7 копеек, художественная (с фото и на плотной бумаге) — 18. В Оперном цена колебалась от 5 до 15 копеек.

Цены на билеты также варьировались. В драматические театры — от 50 копеек (последний ряд верхнего яруса) до 2 рублей 50 копеек (партер до 9 ряда). В Оперный — дороже: от 90 копеек до 3 рублей. Стоимость билетов на премьерные спектакли обычно возрастала.

Билеты (на фото — слева направо) в Оперный театр на 30 июня 1978 года (амфитеатр, цена 1 рубль 80 копеек), дворец культуры ‘Украина’ на 29 мая 1974 года (партер, цена 2 рубля 30 копеек). Дом офицеров на 25 июля 1979 года (балкон, цена 3 рубля 60 копеек).

Центральная театральная касса находилась, как и сейчас, по улице Красноармейской, 16 (сейчас — Большая Васильковская). Ее филиалы открылись в подземном переходе на площади Октябрьской революции (ныне Майдан Независимости), на углу улиц Владимирской и Ленина (Богдана Хмельницкого) — обе “точки” работают до сих пор, — а также: улица Свердлова (Прорезная), 9, Полярная, 7а, Харьковское шоссе, 221, Брест-Литовский проспект, 9/33. Кроме того, Центральная театральная касса издавала “Театрально-концертний Київ” — подробный путеводитель по афишам театров, выходивший раз в две недели. Эта черно-белая иллюстрированная брошюрка объемом около 60 страниц стоила 20 копеек. Ее тираж составлял 7 тысяч экземпляров (в конце 1970-х — 10 тысяч).

Дважды в месяц выходил “Театральний Київ” (с 1973 года — “Театрально-концертний Київ»), издававшийся Украинским театральным обществом (с 1973 года — совместно с Министерством культуры Украины).

Под конец десятилетия в городе начался театральный бум — на протяжении двух-трех лет в Киеве практически удвоилось количество театральных коллективов… Причиной этого послужило приближение Олимпиады-80, столицей которой являлась Москва, однако отборочные матчи по футболу должны были проходить, в том числе, и в Киеве.

Говорят, кто-то из членов Национального Олимпийского Комитета СССР, приехав инспектировать ход подготовки города к футбольным состязаниям, поинтересовался: “А как у вас с театрами?” Его заверили: “Отлично! У нас есть оперный, Русская драма, Украинская драма, оперетта…”. “Нет, перебил проверяющий. Олимпийцы — ребята молодые. В какие театры сможет пойти молодежь?” Руководство УССР отреагировало молниеносно. Осенью 1978-го на ХХІІІ съезде ЛКСМУ глава республики Владимир Щербицкий заявил, что Киеву срочно необходим театр для молодежи. И в следующем году появился приказ Министерства культуры УССР о создании Молодежного театра. В октябре-ноябре 1979 года провели довольно жесткий кастинг, в результате в штат пригласили 26 молодых артистов, преимущественно из провинции. Главный режиссер 42-летний Александр Заболотный пообещал новобранцам квартиры — и в течение полугода-года слово сдержал. Первый спектакль “…3 весною я до тебе повернусь!” театр сыграл 26 апреля 1980 года в помещении клуба “Киевметростроя” (улица Свердлова, 6), где получил постоянную прописку.

Чтобы усилить эффект кардинального улучшения культурного облика столицы УССР накануне Олимпиады, в Киеве открыли еще ряд театров: Драмы и комедии (в силу нехватки театральных помещений он делил помещение бывшей синагоги Бродского с Театром кукол), Эстрады, Поэзии, Исторического портрета, Театр-студию киноактера. Их подчинили разным ведомствам — Министерству культуры, Госкино УССР, Укрконцерту, Городскому управлению культуры. В конце 1970-х киевские театралы то и делали, что успевали посещать премьерные спектакли новых коллективов. Казалось, вот-вот появится что-то необычное, свежее. Особенно заинтриговал Театр драмы и комедии, дерзко поместивший на своих афишах логотип московского Театра на Таганке…

Программки гастрольных спектаклей в Киеве Театра на Таганке “А зори здесь тихие…” (на фото — слева, постановка 1971 года) и «Десять дней, которые потрясли мир’ (справа, постановка 1965 года) со знакомой театралам эмблемой в левом верхнем углу — красным квадратом (явный “привет” от “Черного квадрата” Казимира Малевича). “Таганка” слыла самым авангардным театром Советского Союза, а имена главного режиссера Юрия Любимова и ведущего актера Владимира Высоцкого знала вся страна.

Тогда же киевляне получили возможность смотреть у себя все лучшие спектакли самых известных театров СССР. Организацией гастролей занялся киевский театр “Дружба”, основанный 16 октября 1979 года при Украинском театральном обществе. Спектакли проходили чаще всего в помещении театра им. Ивана Франко, реже — в “Лесе”. Такой выбор помещения объяснялся тем, что оба эти зала вместительны и радиофицированы, что позволяло смотреть спектакли с синхронным переводом в наушниках (на гастролях театров, выступавших не на русском языке, это было существенно). Билеты стоили вдвое дороже самых дорогих в киевских театрах — 5 рублей. Несмотря на цену, достать их было непросто.

Театр “Дружба» был создан в 1979 году постановлением Совета министров УССР “для усиления эстетического воспитания трудящихся”. Под его эгидой в Киев привозили самые интересные премьеры и постановки театров Москвы, Ленинграда, Эстонии, Японии, Германии, Великобритании. Ежегодно театр организовывал по пять-шесть гастролей. Программки мероприятий “Дружбы” вкладывались в твердую фирменную обложку с логотипом театра (на фото).

Казалось бы, необходимость надевать наушники — их количество строго соответствовало числу зрителей в зале — должно отрезать от “дружеских” спектаклей “зайцев”, виртуозно умевших проникать в театр без билета. Но не тут-то было!.. “Зайцы” проявили техническую смекалку. Оказалось, если прийти с собственными наушниками, “тройником” и раскладным туристским стульчиком, то можно тихонько сесть в проходе, подключиться к источнику звука соседа, сидящего в кресле с билетом, и наслаждаться переводом…

Программка гастрольных мероприятии, организованных “Дружбой” (плотная алая обложка с цветным логотипом “Театр Дружба”, небольшой буклет, посвященный истории приехавшего театрального коллектива, и собственно программка спектакля), стоила 15 копеек.

Звезды симфонической музыки вьюгупали в Колонном зале им. Н. Лысенко Киевской государственной филармонии (Владимирский спуск, 2), ныне — Национальная филармония Украины. Здание еще сохраняло свои уникальные акустические особенности (согласно киевским легендам, при капремонте в 1990-е годы строители “все испортили»), чем и привлекало к себе лучших исполнителей. Соответственно, меломаны раскупали партер на год вперед (существовала система абонементов), а мест на широком балконе, как правило, для всех желающих не хватало. Говорят, люди дрались за входные билеты. Нередко перед началом концерта здание филармонии доводилось отцеплять милицейским кордоном… И было из-за чего — в Колонном зале гастролировали музыканты мирового класса: Станислав Нейгауз, Гидон Кремер, Максим Шостакович, Юрий Темирканов, лауреаты Международного конкурса им. П. Чайковского и всесоюзных конкурсов. Киевляне 1970-х могли насладиться мастерством американских дирижеров Леонарда Сладкина и Марио де Бонавентура, выступавших с Государственным заслуженным академическим симфоническим оркестром УССР, пианистов Юджина Листа (США), Мишеля Берофф (Франция), Сьюзен Старр (США), Франца Гуммеля (ФРГ) и многих других исполнителей.

Программки концертов, состоявшихся в Колонном зале им. Н. Лысенко Киевской филармонии с автографами (на фото — сверху вниз) Максима Шостаковича (13 апреля 1973 года), Гидона Кремера (29 марта 1974 года), Станислава Нейгауза (14 января 1973 года).

Юным ценителям музыки филармония предлагала воскресный цикл лекций-концертов под общим названием “Оповідання про видатних композиторів”. Например, в 1971-м героями цикла стали Ф. Шопен, А. Бородин, А. Дворжак, Д. Кабалевский, В. Косенко (как раз отмечали 75-летие со дня его рождения) и другие. Обычно программа состояла из двух отделений. Рассказ о жизненном пути композитора (постоянным лектором была Г. Буракивская) сопровождался фрагментами из его произведений в исполнении солистов филармонии, Оперного театра, лауреатов и дипломантов Всесоюзного и Украинского республиканского конкурсов. Особенно волнующим стал эпизод на лекции-концерте “Н. В. Лысенко” 22 ноября 1970 года — один из номеров концертной программы, ІІ-ю украинскую рапсодию, исполнила лауреат Украинского республиканского конкурса Рада Лысенко, внучка великого композитора.

На сцене филармонии не раз выступал знаменитый мастер художественного слова Анатолий Паламаренко, одна из звезд украинской зсграды 1970-х. Его чтецкий репертуар включал классику (Т. Шевченко, Н. Гоголь, И. Нечуй-Левицкий, М. Коцюбинскии), но наибольшей популярностью у публики пользовались юморески Павла Глазового, Степана Олийныка, Остапа Вишни, которые А. Паламаренко исполнял с таким артистизмом, что сравниться с ним мало кто может и по сей день. Зрители ждали его появления на сцене так же, как ожидали выхода разве что Штепселя и Тарапуньки. В 1979-м чтец получил звание народного артиста УССР.

Немало интересного можно было увидеть и в Киевском государственном цирке на площади Победы. На манеже самого большого купольного здания города выступали известные иллюзионисты Игорь и Эмиль Кио, легендарный клоун Карандаш (М. Румянцев), прославленные дрессировщики Ирина Бугримова, Людмила и Владимир Шевченко, знаменитый клоунский дуэт Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Всемирно известный аттракцион “Медвежий цирк” показал на киевском манеже выдающийся дрессировщик Валентин Филатов. Выступали и зарубежные цирки, например, “Буш” из ГДР (сезон 1973-1974 годов). Сезон 1974-1975 годов Киевский цирк открыл программой “Арена дружбы», в которой участвовали артисты из восьми “стран социализма”…

Киевским циркачам тоже запомнились 1970-е — не только манежем, но и… теплом собственною очага. В. Щербицкий, став в 1972 году первым секретарем ЦК КПУ, пригласил к себе дирекгора Киевского цирка Бориса Зайца и поинтересовался жилищными условиями артистов. Узнав, что они постоянно гастролируют, а в Киеве, не имея собственною жилья, снимают квартиры, Щербицкий дал распоряжение построить неподалеку от Цирка девятиэтажную гостиницу квартирного типа. И через пару лет она появилась на Улице Менжинского (Дмитриевской), 27.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Також рекомендуємо

Вхід до метро "Шулявська" (колись – "Завод Більшовик")ьна старій світлині.

Шулявка: від робочої околиці до міського модернуШулявка: від робочої околиці до міського модерну

Бум висотного будівництва 1970-х не оминув і ті частини Києва, які на той час вважалися ще, переважно, приватним сектором. До планів забудовників увійшли, поміж інших, i місцевості Шевченківського району —

Киев в 1970-е: Телевидение и кинопрокат как отражение времени»Киев в 1970-е: Телевидение и кинопрокат как отражение времени»

Как говорится, не хлебом единым жил Киев 1970-х… Компенсацией ежедневных торгово-покупательских тягот жизни являлась возможность интересно провести досуг. Интернета, ноутбука, компакт-дисков и видеокассет еще не было. Из привычных ныне технических

Валерий Перелешин: перечитывая Гумилева.Валерий Перелешин: перечитывая Гумилева.

Валерий Перелешин — поэт, мемуарист и журналист первой волны эмиграции. Долгое время жил в Бразилии. Известен прежде всего благодаря своей гомосексуальной лирике. Очень немногим знакомо имя Валерия Перелешина. Тем не