Киевские музеи также старались привлечь внимание киевлян и гостей столицы. Правда, еще не было ни Музея одной улицы, ни Музея Михаила Булгакова, а о таких заведениях как, например Музей воды или Музей туалета даже мечтать не приходилось. Тем не менее, в начале 1970-х в Киеве насчитывалось 19 музеев. Далеко не все из них киевляне посещали с одинаковой охотой.
Например, в Музей Ленина, располагавшийся в старинном здании, построенном в 1911 году для Педагогического музея (улица Владимирская, 57), мало кто ходил добровольно. Разве что старые большевики, вспоминавшие времена юности. Тогдашний путеводитель рекомендовал гостям города сей “очаг культуры” коротко и ясно: “Крупный центр пропаганды великих идей марксизма-ленинизма”. Именно пропаганды, поскольку сам Ленин никогда в Киеве не бывал, и рассказывать, собственно, было не о чем. Вниманию посетителей предлагались 6000 экспонатов — преимущественно копии (подлинники хранились в Москве). Например, копия рабочего кабинета Ленина в Кремле, фотокопии его рукописей, писем. Оригинальными были лишь тома сочинений “гениального учителя трудящихся”, экземпляры большевистских газет начала ХХ века да работы советских живописцев и скульпторов, обильно изображавших Ленина в разных позах — Ленин читает, Ленин думает, Ленин пишет, Ленин выступает.
Киевский филиал Центрального музея В. И. Ленина (говорили: музей Ленина) в официальной иерархии занимал первую ступеньку. С 1938 года располагался в бывшем и нынешнем Педагогическом музее по улице Владимирской, 57. Периодически музей выпускал путеводители (на фото). В начале 1980-х он переехал в специально построенное здание — нынешний Украинский дом на Европейской площади.
Школьников, студентов, рабочих заводов и фабрик водили в этот музей целыми классами, группами и бригадами в обязательном порядке. Многие третьеклашки становились в стенах музея пионерами. Торжественный прием во “внучата Ильича” приурочивался к 22 апреля (дню рождения вождя) и 19 мая (дню пионерии). Сам музей был скучноватый, а его траурный зал, хронологически расположенный последним, просто добивал морально. В нем экспонировались копии многочисленных венков, возложенных в 1924 году на гроб Ленина. Некоторые школяры выходили на улицу, рыдая…
Немногие ходили по собственной инициативе и в другой идеологически значимый “очаг культуры” — мемориальную квартиру-музей Ульяновых (улица Ульяновых, ныне Лабораторная, 12, здание не сохранилось), открывшуюся в декабре 1977-го. В 1903-1904 годах в этом доме на втором этаже проживали мать и сестры вождя мирового пролетариата. Об этом срочно вспомнили незадолго до празднования 60-летия Октябрьской революции… Правда, никаких подлинных предметов мебели, книг, личных вещей в этом доме не сохранилось. Музейная экспозиция на втором этаже состояла из фотокопий открыток, которые слал сюда из Швейцарии Ленин, а также копий писем, присланных его родственникам. Зато первый этаж отдали под детскую библиотеку. Здесь посетителей было явно больше, чем на втором этаже…
В трех художественных музеях — Русского, Украинского, Западного и восточного искусства (ныне носящий имя основателей — Богдана и Варвары Ханенко) — всегда было много экскурсантов. Еще бы! Полотна Михаила Врубеля, Ильи Репина, Михаила Нестерова, Ивана Айвазовского, Тараса Шевченко, Николая Самокиша, Николая Мурашко, Ивана Труша, скульптура, античная керамика, византийская живопись VI-VIII ст., итальянская майолика ХV-ХVII ст., средневековое искусство Ирана, Индии, Турции, народов арабского Востока… В Русском музее к тому же проводились воскресные лектории. Всякий желающий, купив абонемент, мог посещать цикл лекций, сопровождавшихся показом слайдов (сейчас сказали бы: слайд-шоу). Лекторами выступали известные искусствоведы, преподаватели Киевского художественного института. Впрочем, лекции по абонементам не только по искусству, но и по истории, экономике, научно-техническим вопросам можно было также послушать в Доме экономической и научно-технической пропаганды (бульвар Тараса Шевченко, 16).
Дом экономической и научно-технической пропаганды по бульвару Тараса Шевченко, 16 получил статус Республиканского в 1971 году. Здание стало четырехэтажным (на фото) лишь в 1967-м, когда для располагавшегося в нем всеукраинского общества “Знання” провели реконструкцию и надстроипи два этажа. В Доме пропаганды имелось восемь лекционных залов, действовали Народный университет технического прогресса и Школа хозяйственного управления при горкоме КПСС.
От посещения Государственного исторического музея Украинской ССР (располагался там же, где и сейчас — в сером здании с колоннами по улице Владимирской, 2) оставалось двоякое впечатление. С одной стороны, много подлинных предметов: черепки, одежда людей ушедших столетий, ювелирные украшения, стрелы первобытного человека, фигурки птиц из мамонтовой кости, монеты Киевской Руси, реликвии Запорожской Сечи — полмиллиона экспонатов! Да, древняя история и средневековье захватывали. Однако залы, посвященные второй половине ХІХ века и особенно ХХ столетию, навевали тоску: “революционное движение”, речи Ленина, “борьба трудящихся за победу социалистического строя на Украине”, “решения Коммунистической партии и Советского правительства о мерах по дальнейшему подъему народного хозяйства и культуры всей страны”… миллионы тонн стали… миллиард пудов зерна… рекордные надои молока… и все это на фоне стремительно пустеющих полок магазинов! Словом, если вовремя не прекратить осмотр, то финал довольно интересного путешествия во времени будет безнадежно испорчен…
Государственный исторический музей УССР в иерархии 1970-х — второй по значимости после музея Ленина. До 1978 года‚ когда был основан Музей истории г. Киева, именно здесь можно было почерпнуть необходимые сведения по истории родного города. Альтернативным источником информации служил 586-страничный том «Київ”, изданный в 1968 году в серии «історія міст і сіл Української РСР».
Зато два филиала Исторического музея — “Косой капонир” на Госпитальной, 24-а и Памятник-музей освобождения Киева в селе Новые Петровцы — были довольно необычны. Оба расположены под открытым небом, в местах исторических событий. Первый — в бывшей крепости, второй на месте командно-наблюдательного пункта штаба 1-го Украинского фронта, отбившего осенью 1943-го Киев у немцев. В Новых Петровцах, к тому же, сохранились подлинные блиндажи, траншеи, укрепленные землянки. К ним музейщики добавили танки, пушки, прочее вооружение… Филиал в Новых Петровцах работал только летом. Добираться туда было далековато: вначале следовало доехать до площади Шевченко, а отудда маршрутными автобусами Киев-Дымер или Киев-Лютеж.
Экскурсионное обслуживание стоило в Историческом музее всего 5 копеек — как одна поездка на метро. За эти деньги экскурсовод знакомил посетителя с десятком залов, в которых были представлены экспонаты в диапазоне от предметов трипольской культуры до подарков украинскому народу к 40-летию Советской Украины.
Музей Тараса Шевченко (бульвар Тараса Шевченко, 12) производил солидное впечатление — 24 зала. В них можно было увидеть немало оригиналов. Одних рисунков и картин, принадлежащих кисти Тараса Григорьевича — свыше 800. А еще прижизненные издания “Кобзаря”, личные вещи (подлинники), рукописи. Все это интересно было рассматривать, хотя впечатление несколько портило то, что поэта навязчиво изображали “пламенным борцом против крепостничества и самодержавия” (цитата из тогдашнего буклета).
В литературно-мемориальном доме-музее Т. Шевченко (переулок Тараса Шевченко, 8-а) раритетов поменьше (впрочем, и залов немного), зато любопытно было поглядеть на усадебный быт киевского мещанина — хата, дворик, садик, цветник, — у которого весной и летом 1846 года поэт снимал комнату. Сохранялось и тутовое дерево, растущее со времен Кобзаря.
Литературно-мемориальный дом-музей Т. Шевченко в переулке Тараса Шевченко, 8-а открылся после комплексной реставрации в 1974 году (на фото). Киевляне с удивлением обнаружили, что у «новодела» стала выше крыша, исчезли три полуподвальных окна, а вход в усадьбу «отодвинулся» левее от дома. Реставраторы объяснили, что они вернули дому вид, который он имел во времена пребывания в нем Тараса Григорьевича.
И, конечно, всегда были востребованы два знаковых для города объекта — Государственный архитектурно-исторический заповедник “Софийский музей” и Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник. В последний удобно было идти в субботу или воскресенье — иначе всего не осмотришь. Тем более, на его территории располагались Музей исторических драгоценностей, Государственный музей украинскою народною декоративного искусства, Государственный музей театрального, музыкального и киноискусства, а также Историческая библиотека.
Киево-Печерская лавра — в 1970-е использовалось другое название: Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник — активно рекламировалась как экскурсионный объект. Выходили буклеты, путеводители, заповедник обязательно упоминался в изданиях для туристов. Также была выпущена серия значков “Киево-Печерский заповедник».
Многие дети просили родителей повести их “к мамонту” — в Центральный научно-естественный музей. Там действительно можно было увидеть два построения из костей мамонта, и еще много чего интересного… Этот музей более всего подходил для семейного осмотра (родители плюс дети) — и расположен в центре города (улица Ленина, теперь Богдана Хмельницкого, 15), и отделов много, на любой вкус (впоследствии каждый из них обрел статус самостоятельного музея): археологический, геологический, палеозоологический, зоологический и ботанический.
Если в музей привозили зарубежную выставку, у его дверей выстраивалась длинная очередь. Одну из них горожане запомнили надолго — в 1974-м в Киев доставили из Египетского Национального музея уникальную экспозицию “Сокровища гробницы Тутанхамона”.
Киево-Печерская лавра — в 1970-е использовалось другое название: Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник — активно рекламировалась как экскурсионный объект. Выходили буклеты, путеводители, заповедник обязательно упоминался в изданиях для туристов. Также была выпущена серия значков “Киево-Печерский заповедник».
В здание Государственного музея украинского изобразительного искусства (ныне Национальный художественный музей по улице Грушевского, 6) посетителей запускали через боковой вход со стороны Музейного переулка группами по 10-15 человек. Усиленный наряд милиции бдительно осматривал каждого входящего, сумки велели оставлять в гардеробе — сокровища фараона были застрахованы на милионны долларов, и охрана исключала любые “а если”. Билетов в свободной продаже не было — их распределяли через профкомы предприятий. Из-за сурового контроля на входе очередь “обилеченных” граждан продвигалась крайне медленно, растянувшись на весь переулок до нынешнего памятника В. Черноволу ( которого в те времена, понятно, не было, а сам Вячеслав Максимович в описываемый год находился в заключении в мордовских лагерях)…
В 1970-е Киев обогатился новыми музеями. 1973-м в Клубе мединститута (улица Ленина, ныне — Богдана Хмельницкого, 37) распахнул двери Музей медицины. В следующем году в Кловском дворце принял первых посетителей Украинский государственный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В 1975-м на территории Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника открылся еще один музей — книги и книгопечатания. А самый большой по площади музей появился в 1976 году в Пирогово — музей архитектуры и быта. Его киевляне посещали охотнее всего.
Сходить в музей не было дорогим удовольствием. Например, входной билет в Государственный музей Т. Г. Шевченко стоил 10 копеек, а в Музей народной архитектуры и быта УССР (в Пирогово) — 30 копеек. Студентам дневных отделений‚ военнослужащим срочной службы и школьникам предоставлялись скидки.
Музей народной архитектуры и быта УССР печатал красивые билеты — большие, с изображением ветряков. Стоимость входа — 30 копеек. Здесь, как и на Выставке передового опыта, можно было и смотреть, и гулять, и просто отдыхать. Никогда до этого Киев не знал столь “просторных” музеев.
Входной билет в Государственный музей Т. Г. Шевченко на бульваре Тараса Шевченко, 12. Цена — 10 копеек. За эти деньги посетитель мог ознакомиться с экспозицией в индивидуальном порядке. Осмотр с участием экскурсовода в составе группы следовало оплачивать отдельно.
Киевские музеи работали, как правило, до 18 часов. Исключение составляли София и Лавра (включая все расположенные на ее территории музеи) — до 17 часов. Зато выходные дни у всех были разные — в любой день недели киевлянин или гость столицы УССР при желании не остался бы без музея.
И, конечно, любимое место отдыха многих киевлян — “выставка”. Еще говорили: ВДНХ. Хотя на самом деле киевская “выставка” никакая не ВДНХ, ее официальное название — ВПОНХ. То есть Выставка передового опыта в народном хозяйстве УССР. Она же — Выпердос (от украинского Виставка передового досвіду в народному господарстві).
Выставка передового опыта — киевляне говорили просто “выставка» — неоднократно меняла название. Строилась как Республиканская сельскохозяйственная выставка, открылась 6 июля 1958 года как Выставка передового опыта в народном хозяйстве УССР (на фото — значок вверху), а в середине 1970-х стала Выставкой достижений народного хозяйства УССР. Именно под этим названием знакомит с ней путеводитель, изданный в 1977 году издательством “Техніка” (внизу).
Большинство киевлян отправлялись на выставку не столько за передовым опытом, сколько отдохнуть — на ее 366 га можно гулять, кататься на автобусе-тихоходе с прицепами, смотреть фильмы в кинотеатре “Прогресс”, получать адреналин на аттракционах, посидеть в местных ресторанах “Весна”, “Лето” ‚ “Островок’, или отведать настоящего чешского пива в ресторане “Прага” . А еще на ВПОНХ иногда проходили американские выставки — образование‚ сельское хозяйство, связь.
Каждый посетитель выставки «Сельское хозяйство в США», состоявшейся в 1979-м, бесплатно получал на выходе из павильона рекламный журнал на русском языке (на фото — вверху) и яркий металлический значок с логотипом выставки (внизу).
В соответствующие павильоны выстраивались длинные очереди. Каждый посетитель получал круглый металлический значок с логотипом выставки, бесплатный журнал на русском языке и целую стопку цветных буклетов… Выставка была открыта с 9 до 18 часов.
Выставка передового опыта УССР была одним из любимых мест отдыха киевлян. Большая территория, множество отраслевых павильонов (28 в 1977 году), наличие аттракционов, кафе, ресторанов — все условия для интересного проведения выходного дня.