Публикации в бумажных газетах, в отличии от материалов в Интернете, имеют свойство уходить в прошлое вместе с газетами. Вот тебе — интересная статья; а вот тебе, через какое-то время, уже и нет интересной статьи.
«Спрага» публикует архивный материал о поэте, переводчеке и джазмене Сергее Грабаре. Впервые опубликовано в киевской газеты «Киевлянинё» — газете о киеве и киевлянах — в в 2001 году.
Сергей Грабарь – как красиво звучит! Только по фамилии и по имени можно называть поэта. Хотя бывают случаи, когда по-дружески, по-душевному зовут исключительно по имени, вот в Грузии – Акакий, ау. нас – Тарас.
В море книг, к сожалению, ограниченном и маленьком, существует весьма примечательная книга. Для украинских реалий, это – явление.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Київські передмістя в минулому: від Боярки до Броварів і святошина»
Сергей Грабарь написал сборник сонетов “Натхнення” и новел “Від першого лиця”. Можно смело говорить, что с выходом книги “Від першого лиця” началось возрождение христианской литературы, начатое еще Иваном Франко и Иваном Огиенко. Кстати, автор – лауреат премии И.Огиенко, выдающего писателя и создателя украинской церкви.
Существует мнение, что украинская литература почти не располагает писателями, родившимися в Киеве.
Сергей Грабарь – киевлянин, даже потомственный. В годы застоя и яростной борьбы с религиозными предрассудками происходило формирование творчества автора. Киев на каком-то метафизическом уровне присутствует во вс’м его творчестве.
К счастью, уже миновали времена безверия в человека, в высшие духовные ценности. Мы прекрасно знаем, сколько человеческих судеб и душ исковеркали марксистские идеологи, рьяно проповедуя свою мораль, беззастенчиво содранную со Святого Письма, но вульгарно переиначенную. Юродствуя лукаво, они коверкали юные души, делая из них павликов морозовых и валентинов маланчуков. Поэтому первое религиозное образование юный Сергей получил в музее, среди картин на религиозную тему. А где же ещё горожанину из интеллигентной семьи можно узнать о существовании Исуса Христа и его Апостолов. Молодую, восприимчивую душу это настолько взволновало, что мальчик начал собирать репродукции с полотен великих художников прошлого, интересоваться Святым Письмом, пусть в пересказах.
Работая более пятнадцати лет в Киево-Печерской Лавре, Сергей Грабарь постигал основы христианства, которое к нему приходило внаале в сознание, а потом в сердце. При всей рациональности мышления интеллигентного человека, он стал еще в запретное время верить в духовные ценности и красоту истинного христианства. И то, что в виде книги пришло к читателю, накапливалось и созревало у него в течение десятилетий. А как же могло быть иначе, если творчески восприимчивый человек, по нескольку раз в день касавшийся Святых Мощей Нестора и Алипия, ходил по Святой Земле Лавры, где витает дух Антония и Феодосия. И уже тогда у автора возникали, пусть чисто интуитивно, некоторые образы, которые впоследствии легли на бумагу.
Читая новеллы, входящие в сборник С.Грабаря, ощущаешь прикосновение чуда. Можно смело сказать, что такое пронзительное ощущение мышления современников Нашего Спасителя является ярким примером победы Истины.
С.Грабарь проник в самые глубинные мысли тех людей, которые по-доброму или иначе окружали Спасителя. Кто был ему близок, как Фома. А кто наблюдал за ним издали, случайно, как Вероника. Кто шел за ним, как Андрей. А кто и препятствовал, как Иуда. Кто бичевал его, нанося раны себе, как Служивый. Это все дает пищу уму, столь изголодавшемуся за красивой, легкой и при этом философски насыщенной прозой. И чтобы понять какой-то импрессионистски очерченный штрих, нужно еще раз перечитать. И только освоив всю книгу, понимаешь, что перед тобою стихи, баллады в прозе. Появляется ощущение, что став прозаиком, Грабарь остается поэтом, который касается самого интимного, хранящегося в наиболее затаённых уголках человеческой души.