27 апреля 2006 года в возрасте 71 год умерла Элеонора Рахлина – человек, проводящий экскурсии по Киеву на протяжении всей своей жизни, Экскурсовод с большой буквы, человек, чьё имя в данный момент уже успела обрасти легендами.
А ещё она добилась того, чтобы на доме, где она жила, была установлена мемориальная доска в память о её отце – дирижере. И действительно, для того чтобы установить мемориальную доску, ей на какое-то время пришлось заложить свою квартиру.
«Ленинизм» живёт и побеждает
Лена Рахлина всем, кроме внешности, похожа на вождя мирового пролетариата: у нее есть идея, партия единомышленников, неуклонное стремление к достижению цели, к соблюдению заданного курса. Я однажды услышал шутку: “Недавно Рахлиной исполнилось сорок лет, пятьдесят из которых она посвятила служению Киеву – своему городу, любимому и родному, его святости и духу”.
Соратники зовут Леонору Натановну Леной, а ее учение любви к Городу “ленинизмом”. Среди ее учеников есть более и менее способные, но нет равнодушных. Ее “ленинцы” сохраняют и множат любовь к Киеву в Израиле и США, в Австралии и Германии – везде, где им выпало жить.
Имя Л.Н.Рахлиной окружено легендами и преданиями, события биографии мифологизированы. Говорят, открыт “Клуб почитателей Рахлиной” в Улан-Баторе, а на одной из центральных площадей столицы Монголии установлен бюст Леоноры Натановны. А еще слышал, что муниципалитет Нью-Йорка большинством голосов принял решение о переименовании “60-й стрит” в Рахлиновский проспект – своеобразный подарок к ее юбилею. Вы не слышали: Леонора жена Шварценегера? Впрочем, всего не перескажешь?
Дочь Натана Григорьевича Рахлина, лауреата Сталинской премии, ведущего дирижера Государственного симфонического оркестра СССР часто рассказывает о своей общественной и деловой жизни. Личной же, по ее словам, у нее нет. Любит только Киев и Лысенко. Музыкальные пристрастия от отца. А первая любовь…
Пусть простят те, кого обижу этим утверждением: в Киеве экскурсоводов до Рахлиной не было. Были “проводники”, наполнявшие свои экскурсии по Киеву рассказами о социалистических свершениях столицы Советской Украины, о ратных подвигах освободителей города, об успехах сельского хозяйства столичной области.
Пытались уйти от тем “обязаловок” в архитектурный анализ построек. Заселить эти улицы и дома удалось лишь Рахлиной и ее ученикам. Только Леонора Рахлина, проводя свои прогулки по Киеву, умудрялась часами рассказывать об одном фонаре или фонтане. Забыть ее экскурсии трудно. Из-за того, что она не повторялась, ее слушали по многу раз.
Рахлина первой начала проводить загородные поездки в места столь забытые, она заставляла полюбить сонные маленькие украинские городки. Сотни киевлян, не взирая на национальность и возраст, узнавали историю этих, казалось таких заурядных, мест. В Макарове – о рожденном здесь св. Димитрии Ростовском, об имении фон-Мекк, в Батурине – о любви Ивана Мазепы к Матрене Кочубей, в Городище – о семействе Гулак-Артемовских, в Лохвице – о Григории Сковороде и Исаке Дунаевском, в Верховне – о любви Эвелин Ганской и Оноре де Бальзака, в Белой Церкви – о декабристах (особой привязанности Леоноры Натановны), в Володарке – о приключениях красного трубача Натана Рахлина и его командире Григории Котовском.
Ее память феноменальна, мышление образно, пристрастия широки. О своих любимых Врубеле и Булгакове, кажется, она знает больше, чем сами художник и писатель. Иногда ловишь себя на мысли: “Не проживала ли она рядом со своими кумирами?”.
Для слушателей экскурсовода Рахлиной Киев оживал яркими картинами. В XI – XII веках по мощным валам ходили смерды, шумели торжища, везли товары купцы, скакали воины, св. Владимир заводил в воду горожан, Ярослав Мудрый руководил строительством храмов. В XVII и XIX веках по Подолу в свитках бегали юные академисты Григорий Сковорода и Михаил Ломоносов, а на балах дворянского собрания танцевали Адам Мицкевич и Александр Пушкин, на стропилах Кирилловской церкви, почти срываясь, Михаил Врубель выписывал лики святых.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Забытая история о том, как из Шамиля пытались сделать монаха Киево-Печерской Лавры»
Ее лекции по истории Владимирского собора вошли в историю как первые и… последние. В недавние времена о каждом посещении храма докладывалось в небезызвестный комитет, и заводить в него экскурсантов было большой смелостью. Сегодня большинство интересуется хлебом насущным, и где бы что-то урвать, а ценители и ревнители красот часто пребывают вдали от родины. Как ни парадоксально, когда он проводила исторические экскурсии в давние украинские столицы: Субботин, Чигирин, Батурин, Глухов, чаще можно было встретить потенциальных читателей “Хаданюта’. Они и интересовались прошлым Украины, и знали его значительно лучше, чем иные декларативно-крикливые “патриоты”. Слова Александра Пушкина: “Ленивы мы и нелюбопытны”, не устарели и сегодня.
Созданный Рахлиной клуб “Летопись” стал заниматься изучением Киева – улица за улицей, дом за домом. Так родилось движение “коренных киевлян”. Сколько знатоков и почитателей вечного города сплотила Элеонора Натановна, проводя свои ни на что не похожие экскурсии по Киеву!
“Перестройка” разрушила многое, но помогла Рахлиной реализовать свою неукротимую созидательную энергию без оглядки на запреты. Она создала одну из первых туристических фирм “Вояж”, существующую и по сей день, но под другим названием. Дело, пусть и не сулит больших доходов, но вполне надежное. Не просто сейчас преуспевать в бизнесе при помощи собственных знаний и умений, а не сомнительных финансовых операций.
Ее гостеприимство не знало границ. Лет 10-15 назад, когда зимой некуда было деться, можно было запросто зайти к Элеоноре и в два, и в три часа ночи. Размеры компании не влияли на радушие хозяйки. К сожалению, это и сыграло свою роковую роль в случае, который едва не привел к трагедии. По иронии судьбы, накануне юбилея в ее квартиру ворвались типы в масках. Полночи измывались, били, пытали, выспрашивая, где деньги и ценности. А ценности были: картины кисти старых мастеров, фарфор, бронза. Все это покупал и собирал ее отец. Полотна из рам, висящих на стенах, вырезали ножом, предметы искусства грубо бросали в сумки. Подробности хранят милицейские протоколы. Но расследование идет вяло, как будто речь идет не о беде государственного масштаба. Ведь Рахлина, с присущей ей щедростью, всегда экспонировала сокровища в лучших музеях города, особенно в выставочном зале Музея истории Киева на Андреевском спуске.
Объявления юбилейных “Рахлиновских чтениях” были развешены по всему городу. А сама виновница торжества, потрясающий экскурсовод по Киеву, в то время лежала в больнице – избитая и изувеченная. Туда же и пришли в день рождения друзья. Часть конференции состоялась за праздничным столом в больничной палате.
Хотите узнавать об интересных киевлянах? Приходите на экскурсии по Киеву от СПРАГА.инфо
А 19 декабря, почти на месяц позже предполагаемого срока, зал Дома учителя был полон. В “Рахлиновских чтениях” приняли участие Юрий Сергеевич Асеев, доктор искусствоведения, крупный ученый, лучший знаток истории и культуры Древнего Киева; Людмила Андреевна Пляшко, автор многочисленных серьезных исследований по истории и культуре Украины; киевоведы: Мария Кадомская, Елена Царовская, Михаил Кальницкий. Демонстрировался прекрасный фильм режиссера Валентина Соколовского “Взойди на горы Киевские”. А осыпанная цветами Элеонора Натановна, полная энергии и оптимизма, утверждала, что “ленинизм” живет и побеждает.
“Хадашот”, №1, январь 1995 г.