Забытая история о том, как из Шамиля пытались сделать монаха Киево-Печерской Лавры?!

Часто слышу упреки, а почему в Киеве висит памятная доска имаму Шамилю, достоин ли он этого?Отвечу.Мемориальная доска, которую можно увидеть на жилом доме, со стороны Крепостного переулка, установлена по инициативе и на деньги Дагестанского землячества. А что и кто мешает другим посольствам и представительствам .этносов увековечить память о наиболее значительных лицах, – например М.И.Кутузове, который много сделал для нашего города, края?

О пребывании Шамиля в Киеве известно так мало, что позволю остановиться на этом более подробно.Это довольно любопытная страница царствования императора Александра II.

Шамиль родился в 1799 г. в ауле Гимры, что в Дагестане. Он стал имамом, главой мусульманского военно-теократического государства в 1834 г. и возглавил вооруженную борьбу против Российской империи. Так продолжалось до 25 августа 1859 г., когда штурмом был взят аул Гуниб, имам пленен, отказавшись от власти и вооруженного сопротивления.

В Петербурге было решено отправить его в Россию. Интересно, что встреча покоренного имама непокоренной Чечни с Александром II произошла на Украине в г. Чугуеве. Император обнял Шамиля, подарил ему золотую саблю и сказал: “Я очень рад, что ты, наконец, в России. Жалею, что это случилось не ранее. Ты раскаиваться не будешь. Я тебя устрою, и мы будем друзьями”.

Это событие многими может расцениваться по-разному, но хочу напомнить, что дед правящего императора Павел I навестил плененного Тадеуша Косцюшко в темнице. Так же обнял и после взятого обещания, никогда не воевать против России, отпустил на свободу.Прославленный поляк после этого сражался за независимость Соединенных Штатов от Британии.

После встречи Александра II с Шамилем состоялось длительное путешествие имама по России, которое он совершал со своими сыновьями, женами и внуками. Потом с 10 октября 1859 г. местом его постоянного поселения стала Калуга, куда через пару месяцев переехало его многочисленное семейство, кроме сына Магомеда-Шапи, который стал служить в конвое Его Императорского Величества. Почетного пленника сопровождал сын Гази-Магомед. Его, 18-летнего, в ауле Ведено в январе 1848 г. избрали наибом. Он, как и другие сыновья Шамиля, отличался благородством, неустрашимостью и широкими познаниями в делах ислама. Как истинный мусульманин имам мечтал посетить святыни пророка, и Александр II, во время посещения Шамилем Царского Села 29 июля 1861 г., обещал отпустить его в хадж, то есть в путешествие по святым местам. Но это пожелание старого горца было отсрочено из-за опасения, что выезд Шамиля за пределы империи приведет к новой эскалации военных действий на Кавказе, и он назад уже не вернется. Благородство Шамиля и верность его данному слову к тому времени вошли в поговорку, к тому же местное населения, как и все угнетенные народы империи, относились к нему с нескрываемой симпатией. Поэтому царские сановники, особенно военный министр Д.А.Малютин, предложили имаму со всем семейством принять российское подданство, что позволяло избавиться от опасений его невозвращения. А чтобы ускорить решение горца, его пригласили на свадебные торжества престолонаследника Александра Александровича, будущего императора Александра III. На торжествах Шамиль выступил с речью, затем встретился с императором, и когда возник вопрос о гражданстве, Александр II сказал, что обещает имаму хороший подарок. На что тот ответил, будто ничего более не желает, кроме как совершить предписанный Богом хадж.

Император, зная, что здоровье горца ухудшилось, пообещал переселить его в более теплые края. 26 августа 1866 г. в зале Калужского губернского дворянского собрания состоялась торжественная церемония принятия Шамилем и его сыновьями Гази-Магомедом и Магомедом-Шапи присяги на верноподданство России. Александр II пожаловал им дворянское звание. Наместник Кавказа, пленивший имама, князь А.И.Барятинский по просьбе Шамиля хлопотал о переводе его в Казань. Царь, опасаясь контактов с местными мусульманами и лелея тайную надежду о переходе Шамиля в православие, решил поселить его возле Киевских православных святынь. Имам же, узнав, чго путь в Мекку ближе через Киев, согласился. Он не знал, что выбор этого города средоточия православных святынь был неспроста. Царское правительство лелеяло надежду, что под влиянием тысяч паломников к святым кневским местам, мощам и торжественным службам, Шамиль перейдет в православие, Даже высказывалось суждение, что горец примет постриг, то есть станет монахом.

Вначале декабря 1867 г. Шамиль с семейством прибыл в Киев. С ним был Гази-Магомед А.П. Ермолов со своей второй женой Хабибат, на которой женился еще в Калуге.

Попечительство над Шамилем было поручено военному коменданту Киева генерал-лейтенанту Новицкому. Милютин направил ему секретную инструкцию “О порядке надзора за Шамилем”, которую 8 октября утвердил Александр II. Первый пункт ее гласил: “Правительство, вверяя киевскому коменданту надзор за Шамилем, возлагает на него также обязанность ограждать его от всего, что может отягощать его положение, и в уважительных просьбах быть за него ходатаем”. За имамом сохранялся “присмотр постоянный, но для него не стеснительный”, повышенное содержание (15 тыс. руб. в год), а также предусматривались дополнительные деньги на другие нужды. Казалось деньги большие, но семья была еще больше – дети, невестки, жены, внуки. Поэтому жили скромно, без роскоши, снимая усадьбу офицерши Макаловой. А инструкция имела более совещательный характер, чем запретный, скорее руководство по тактичному обращению к новому Гражданину Российской империи, с вышеупомянутыми надеждами.

Шамилю отвели часть дома на Крепостном переулке, что в центре города.Незамедлительно, сразу после приезда, жилище Уважаемого горца обступила киевская публика, охочая до зрелищ, которых в нужде было маловато. Самые пронырливые напрашивались на приём чтобы засвидетельствовать свое почтение. Украинские патриоты после своих визитов оставляли, как бы невзначай, рукописные списки поэмы Шевевченко “Кавказ”.Ссыльные мусульмане приходили к имаму совершить свой пятничный намаз. Шамиль совершал прогулки по городу в национальной одежде, всегда в сопровождении сына. Посетил Софийский собор, спустился в Лаврские пещеры. Все это не вызывало у горца особого интереса, все мысли были заняты желаемым паломничеством в святые места всех последователей ислама – Мекку и Медину.Вот Днепровские кручи ему нравились, чуть-ли ни каждый день он выходил на отлоги киевских гор и с юношеской легкостью прирожденного горца спускался стремительно вниз, к самой реке. Там долго стоял и смотрел на лед, ожидая скорейшего ледохода. Столь желаемое дальнее путешествие было возможно только из Одессы, а до нее можно было добраться исключительно водным путем. А тут лёд!

Шамиль из Киева неоднократно писал кавказскому наместнику Великому князю Михаилу Николаевичу, в одном послании были такие строки:
“В настоящее время являюсь слабым и дряхлым, боюсь, чтобы без исполнения святого моего долга не пришлось мне расстаться с земной жизнью и поэтому обращаюсь к Вашему Императорскому Высочеству с самой искренней просьбой, – попросить у Государя Императора разрешения отправиться мне с семейством в Мекку и вместе с тем пристроить моих взрослых дочерей, оставив в России дорогих сынов моих Гази-Магомеда и Магомед-Шапи. По исполнении святой моей обязанности, если Бог продлит мои дни, я сочту долгом возвратиться в Россию”.

После таких заверений Александр II разрешил выезд Шамиля, но пришлось пару месяцев потратить на оформление дипломатических формальностей и получение заграничного паспорта сроком на один год. В данном случае задержки были из-за больших расстояний и до Стамбула, и до Петербурга.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кто такой Николай Хряков? Жизнь интересного человека.

Разрешение отправиться в паломничество получили все родственники Шамиля, кроме старших сыновей. Магомед-Шапи не отпустили со службы, а Гази-Магомед проводил отца до посадки на пароход из Одессы.Из Киева отплыли 12 мая 1869 г. и вскоре достигли порогов. Там несколько километров по суше, потом снова по воде до одесского порта.Шамиль не задерживался в приморском городе и 18 мая имам провожал глазами уменыпающуюся фигуру сына на причале. Гази-Магомед вернулся в Киев к своей молодой жене и маленькой дочурке.

После годовалого путешествия по исламским странам Востока, где его встречали с триумфом, Шамиль обосновался в Медине. Там он определил младшего сына в медресе, а дочь выдал замуж. Но не принесла Аравия счастья семейству Шамиля, начали одна за другой умирать дочери, а сам имам тяжело заболел. Он летом 1870 г. написал в Киев письмо своим сыновьям с просьбой приехать повидать его перед смертью. Братья обратились к Александру II с просьбой разрешить навестить отца, но учитывая, что Магомед-Шапи находился на военной службе, император разрешил выехать в Аравию, которая находилась в составе постоянно воюющей с Россией Османской империи, только киевлянину. Последующие дипломатические и бюрократические проволочки привели к тому, что Гази-Магомед потерял драгоценное время и смог отправиться в путь лишь 23 декабря, оставив в Киеве жену и дочь. Те страны, через которые он проезжал, спеша к отцу, находились во враждебных отношениях с Россией. В них стремились вовлечь наследника имама в сферу своих интересов, но Гази-Магомед вел себя крайне сдержанно, прежде всего мечтая увидеть отца живым. Но этого не случилось. 4 февраля 1871 г. (10-й день зул-хиджжа 1287 года хиджры) Шамиля героя Кавказа не стало. Шамиля похоронили на кладбище аль-Бакия неподалеку от могилы дочери Пророка Фатимы, за мавзолеем Аббасидов.

Экскурсии по Киеву от СПРАГА.инфо — это возможность не только услышать интересные истории о Киеве и киевлянах, но и и своими глазами рассмотреть Киев в деталях, разгадав все его загадки.

Гази-Магомед совершил все необходимые обряды над могилами отца и сестер. Отпуск подходил к концу, вдовы отца просили его остаться, но нравственная обязанность сдержать слово заставила его вернуться в Киев. Там его уже ждал Магомед-Шапи. Вновь братья обратились к императору с просьбой разрешить уехать навсегда, чтобы помочь осиротевшему большому семейству Шамиля. Александр II дал Гази-Магомеду бессрочный отпуск “для опеки над вдовами Шамиля и малолетним сыном”. Ему выдали пенсию имама, и он получил на дорожные расходы 7 тыс. руб. В конце ноября 1871 г. киевский наиб отправился в Мекку. Дальнейшее не касается Киева, поэтому сообщу, что умер Гази-Магомед в 1902 г. и похоронен рядом с отцом, а его младший брат Магомед-Камиль дослужился до турецкого маршала и скончался в 1951 году, то есть не так давно, практически в наши дни.

“Кевлянинъ” №2, 2004 г.