Кто такой Николай Хряков? Жизнь интересного человека

Что такое биржа — знает каждый. А вот о пионере Киевской биржи Николае Хрякове известно куда меньше. «Спрага» собрала некоторые интересные факты об этом удивительном человеке.

Пионер киевской биржи

Что такое биржа — знает каждый. А вот о пионере Киевский бирже Николае Хрякове известно куда меньше.

Родился Николай Григорьевич Хряков в декабре 1829 года. Происходил он из крестьян, но состоялся как купец; его отец вел скромную коммерцию в Рыльске Курской губернии, неподалеку нынешней украино-российской границы. Получив образование в Льговском училище, молодой Николай сам стал предпринимателем и в 1850-м прибыл в Киев, чтобы наладить поставки сахара из Юго-Западного края в Москву и Петербург. Со временем Николай Хряков был зачислен в киевское купечество, с 1862 года находился в первой гильдии. Вскоре в 1863-м, его ввели в состав учётного комитета киевской конторы Государственного банка. Это была первая официальная должность предпринимателя Хрякова.

РЕКОМЕНДУЕМ: Авторские экскурсии по Киеву

Николай Григорьевич вошел в многочисленные сообщества сахарозаводчиков Юго-Западного края. При его активном участии были созданы акционерные общества Кашперовского сахарного завода в Киевской губернии, Севериновского и Степановского заводов на Подолье. Но купец этим не ограничился. С безупречной интуицией он выбирал для применения своих коммерческих способностей все новые области. Прежде всего, Хряков навсегда останется в анналах киевского предпринимательства как пионер на местной бирже, придерживающейся мировых стандартов. Именно Хрякова в 1869 году избран первым председателем Киевского биржевого комитета. Более того, еще раньше он первым поставил свою подпись в «Списке лиц, желающих войти в состав Киевского Биржевого общества». В этом статусе Николай Хряков стал, по сути, полномочным представителем регионального бизнеса перед местной властью и правительством. Во главе биржевого дела в Киеве он оставался до конца жизни.

Поскольку биржевая деятельность помогает ориентироваться в нюансах предложения и спроса, Николай Григорьевич прекрасно чувствовал рыночную конъюнктуру и удачно выбирал момент для создания новых и новых предприятий.

ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ: Контрактова площа. Історія і сучасність.

Переворот в местном потреблении пива

Именно это способствовало основанию в городе большого завода для изготовления пива по европейским технологиям. Хряков лично купил для него на улице Кирилловской, 43 (теперь Фрунзе, 41) пространство, где раньше был литейный завод купцов Дехтерьових. Создав вместе с купцом Карлом Вейсе и негоциантами швейцарского происхождения Гавриилом и Фридрихом Енни акционерное Общество Киевского пивоваренного завода, устав которого был утвержден в мае 1873-го, Николай Хряков взял на себя руководство кассовыми операциями, подготовку материалов, наем персонала и наблюдения за строениями на заводе . Его компаньон Гавриил Енни, который отвечал за технические вопросы, привлек к делу энергичного профессионала — инженера-технолога Алексея Термена. Тот пригласил из Петербурга молодого архитектора Владимира Николаева, будущего корифея киевского зодчества, который дебютировал на берегах Днепра именно строительством новых корпусов пивоваренного завода. В ноябре 1873 года уже был сооружён комплекс основных промышленных зданий, и предприятие начало работать. В состав комплекса вошли варочная (для нее была использована имеющаяся кирпичная промышленная постройка середины XIX века), солодовня, машинное отделение, разливное, склады и т. д. Оборудование заказали преимущественно на заводе компании «Шкода» (г. Пльзень). В дальнейшем еще не раз осуществлялись реконструкции производственных корпусов и делались пристройки к ним.

Значительный домовладелец

Кроме этих и других промышленных заведений в Киеве и за его пределами, Хряков проявил себя как значительный домовладелец. Крупнейшим сооружением, возведенным по его заказу, стал доходный дом на углу Бибиковского бульвара и Ново-Елизаветинской улице (теперь бульвар Тараса Шевченко, 9/28, угол Пушкинской). Проект застройки участка 1875 подготовил академик архитектуры Александр Гросс. Фасад большого углового корпуса приобрел ренессансно-бароккковый вид, служебные флигели со стороны двора напоминали романо-готические строения. Сам купец жил здесь в течение некоторого времени, а в 1890 году стал хозяином другой киевской резиденции на уютной улице Большой Подвальной (Ярославов Вал), 17.

Известный киевский зодчий Александр Шиле спроектировал для него здание, сдержанно оформленное в манере «нео-грек» . В доме на Ярославовом Валу нашлось место и для новой квартиры владельца, и для контор некоторых его предприятий.

Солидная недвижимость обеспечила Николаю хряков преимущество на выборах в местные властные органы. Еще в 1860-х годах его хотели сделать городским головой, а в 1871 году он стал глашатаем первого состава Киевской думы после реформы местного самоуправления. Затем Хрякова даже избрали членом городской управы, но в дальнейшем он неоднократно оставлял муниципальные дела, поскольку на первый план выходили предпринимательские хлопоты. Впрочем, общественные вопросы беспокоили бизнесмена независимо от занимаемых должностей. Он всегда отличался чуткостью, которая проявлялась при разных обстоятельствах. Так, профессор и юрист Александр Кистяковский в своем дневнике отмечал, что Николай Хряков вместе с меценатом Василием Симиренко материально поддерживал во время тяжелой болезни этнографа и юриста Павла Чубинского, всем известного теперь автора слов национального гимна «Ще не вмерла Україна».

Спонсор академии

Верующий христианин, Хряков пожертвовал не одну сотню рублей на строительство и благоустройство храмов, таких как Владимирский собор или приходская Иорданская церковь вблизи пивоваренного завода. Была у него и постоянная должность для добрых дел. В 1865 году ректор Киевской духовной академии архимандрит Филарет предложил купцу первой гильдии Николаю Хрякову занять вакантную должность почетного эксперта по экономической части. Бизнесмен сразу ответил официальным письменным согласием. В ноябре того же года его назначение утвердил Святейший Синод, и Николай Григорьевич стал, по нынешним понятиям, спонсором академии. За полезную деятельность Хряков был отмечен многочисленными орденами и медалями. В 1896 году царь Николай II, посетив Киев и ознакомившись с успехами здешней экономической жизни, наградил председателя биржевого комитета звездой ордена Св. Станислава 1-й степени. Значительно раньше, в 1875-м, Николаю Хрякову было присвоено почетное звание коммерческого советника. О нем писали, что Хряков «снискал себе всеобщее уважение как в местных сферах, так и среди многих высших государственных деятелей, которые знали его лично».

В конце позапрошлого века Николай Хряков, который уже разменял восьмой десяток, был еще полон сил и планов. Его живо интересовали новые перспективы железнодорожного транспорта, которому он всегда уделял пристальное внимание. Но весной 1900 бизнесмен неожиданно подхватил простуду, и в результате ее осложнения 15 (28) мая его не стало. Покойного миллионера похоронили на престижном некрополе у ​​Аскольдовой могилы. Его состояние перешло к наследникам — сыну и дочерям.

Как известно, кладбище на Аскольдовой могиле в 1930-х годах было уничтожено, и могила Николая Хрякова при этом бесследно исчезла. Но самые важные дела, затеянные с легкой руки бизнесмена, надолго его пережили. В частности, в Киеве за последние десятилетия возродилась биржевое дело. «Бывшая мельница Хрякова все еще перерабатывает зерно». Усадьбу на углу улиц Еленовской и Константиновской сегодня застроено огромными корпусами предприятия «Киевмлын», но бывшее здание вальца мельницы сохранилась как производственное помещение. До наших дней существуют бывшие доходные дома построенные Хряковым на бульваре Шевченко и на Ярославовом Валу (правда, оба в советский период были досстроены — увеличилось количество этажей). Наконец, бывший Киевский пивоваренный завод, теперь известный как «Пивзавод на Подоле», до недавнего времени производил пиво в старинных корпусах. Он до сих пор оставался единственным из дореволюционных пивоваренных предприятий Киева, которое не изменило специализацию. И хотелось бы надеяться, что разрушительная судьба минует эту интересную достопримечательность предпринимательства и архитектуры, оставив шанс на возрождение традиций киевского пивоварения.