СПРАГА: Все,Знання,Про Київ МАСОНЫ В КИЕВЕ

МАСОНЫ В КИЕВЕ

Киевский масон

Мой интерес к деятельности масонов вполне оправданный в первую очередь тем, что в многочисленных публикациях, связанных с этим вопросом, очень мало говорится о Киеве. Это удивило меня. Как так, неужели Киев хуже Полтавы, где существовали автономные ложи? Потом, начав проводить исследования, тщательно перерабатывая старые и новые источники, пришел к выводу: масоны в Киеве были, мало того, они играли свою вполне определенную роль как в политике, так и в экономике.

Конечно, те кто ходят на экскурсии по Киеву, мне возразят. Мол, столько всевозможных тематических экскурсий затрагивают эту тему – пальцев на руках не хватит чтобы перечислить.

Оно то да, конечно, но ведь о киевских масонах на экскурсиях говорится когда пересказываются легенды, а между тем,массоны в Киеве – это ни разу не вымысел. Во всяком случае, о Массонах говорится во многих исторических источниках.

История явления: первые массонские ложи

Да, речь здесь пойдет не о всемирном масонстве, идущем по сказаниям от св.Тибальда (1017-1066) к розенкрейцерам, тамплиерам и иллюминатам. Рассказ о киевских массонских ложах лучше начать с периода, хорошо описанного у Л.Н.Толстого в романе “Война и мир” или показанного в фильме А.Вайды “Пепел”. Тогда советские люди впервые узнали о массонском течении, которому сейчас определенные круги приписывают “мировое господство и причины всех бед, которые обрушиваются на обычных людей”. В мою задачу не входит определение причин этих «напастей на весь цивилизованный мир”, приведу только факты, опубликованные в разных изданиях – как современных, так и столетней давности. 

Более старые источники были недоступны, потому что еще Александр I запретил масонские ложи, а после восстания декабристов, Николай I обрушил беспощадные кары на всех причастных к масонству, которое возродилось лишь в самом начале ХХ века. Может быть, поэтому и считают, что все революции в мире делают именно массоны.

Первые ложи Киева

Начало масонства в Киеве можно отнести к эпохе царствования Екатерины II. Самой в первой массонской ложей считается “Ложа бессмертия”, основанная группой офицеров русской армии, Любопытно то, что все они, имеющие русские корни, организовались без всякой связи с петербургскими и даже московскими масонами, а находились в подчинении польской ложи “Великого Востока”. Попытка создать аналогичную массонскую ложу в Петербурге относится уже к 1787 г.

В 1788 г. в Киеве была основана по эклектической схеме массонскаяложа “Трех колонн”, но она вскоре закрылась. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Старый Киев через обьектив фотокамеры

Масонством баловался наш знаменитый земляк, бывший даже гетманом, Кирилл Разумовский, и втянул его в это личный секретарь И. Р. Мартос. Он, выпускник Киевской академии, долго проживавший в Киеве, был ревностный масон с филантропическим настроением из ложи “Елизаветы”. Вообще сам Кирилл Григорьевич был окружен друзьями-масонами со всех сторон. Среди них был его адъютант Иван Перфильевич Елагин, впоследствии ставший сенатором и гермейстером Высокого Капитула. Елагин объединил всех петербургских масонов, а при гетмане в Украине стал Великим мастером Великой ложи. 

В лице имевшего дворец в Киеве Н. Г. Репнина-Волконского слились два знаменитых деда-масона К. Г. Разумовский и Николай Васильевич Репнин, видный деятель массонского движения на высоком международном уровне, неоднократно бывавший в Киеве по делам службы и масонов. Сам Николай Григорьевич занимал почти тридцать лет пост Малороссийского генерал-губернатора в Полтаве. Его в дедовское массонское дело втянул управляющий канцелярией, надворный советник Михаил Николаевич Новиков. Он был основателем и управляющим массонской ложи “Любовь к Истине” (1818-1820). Его ближайшим помощником был секретарь и оратор этой же ложи, создатель блестящей “Энеиды” Иван Петрович Котляревский, по свидетельству современников прекрасный и честный человек.

Масоном был также знаменитый украинский художник Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Он, розенкрейцер, обладатель трех степеней иоановского масонства, добился повышения в степень шотландских мастеров и имел теоретический градус в ложе “Умирающий сфинкс”. А в ложе массонов “Любовь к Истине” в 1821 г. получил степень тамплиера переяславский поветовый маршал Василий Лукич-Лукашевич. 

Везде – в Полтаве, Переяславе, Каменце – существовали массонских ложи, а в Киеве даже приезд розенкрейцера и надзирателя ложи масонского писателя Ивана Владимировича Лопухина не изменил положения. Киевский митрополит Серапион красочно описал пребывание столь именитого гостя, с которым они вместе ходили в склеп под Софиевским собором, стояли у П. Соколова в1826 г. – нетленного тела умершего за шесть десятилетий до этого митрополита Рафаила Заборовского, – вели продолжительную беседу о вечном. 

Прошли десятилетия, киевское масонство конца XVIII века становилось розовым прошлым, по которому стали тосковать просвещенные мужи Российской империи. После головокружительных побед над Наполеоном, они решили возродить старое и забытое. Для этого нужны были силы, но молодые солдаты, на которых они возлагали большие надежды в низвержении существующего порядка, сплошь были неграмотны. Поэтому в российской армии появились школы самообразования, так называемые ланкастерские. В Киеве существовала школа взаимного обучения при 3-й понтонной роте на 160 чел., созданная полковником Шварценбургом, и при военно-сиротском отделении на 800 человек. Последней заведовал почетный член Общества учреждения училищ генерал-майор граф М.Ф.Орлов (1788-1842). О Михаиле Федоровиче, флигель-адъютанте Свиты императора, известно достаточно много, особенно о его связи с декабристами. Об этом активном участнике литературных обществ, в том числе и “Арзамас”, А. И. Тургенев писал: “Лучшее в Орлове есть страсть к благу отечества”. Генерал хотел чтобы восстановилось старое масонство, в котором видел те силы, которые могли бы принести благосостояние его стране. Орлов как вице-президент киевского отделения “Библейского общества” предлагает открыть образцовую школу, доведенную до 300 человек с бесплатным обучением. Само “Общество” у нас было открыто 6 декабря 1812 г. под влиянием Британской религиозно-просветительской организации. Орлов становится основателем Тайн Эриха “Союз русских рыцарей”, а позже примыкает к знаменитому по многочисленной декабристской советской литературе Союзу благоденствия”. Генерал-майор активно действовал вместе с Н. Н. Раевским, с которым породнился.

15 мая 1821 г. в старинной церкви Спас на Берестове  Михаила Орлова венчали с Екатериной Раевской. Певчие так хорошо пели, что жених не поскупился и дал им 100 рублей. В. С. Иконников сообщает, что на этой свадьбе был А. С. Пушкин.

Роль поляков в создании массонских лож

Возобновление масонских лож в Киеве, безусловно, было связано с поляками, более склонными к заговорам, чем другие братья-славяне. Так возникла 12 марта 1818 г. массонская ложа “Соединенных славян” (система Великого Востока в союзе Астреи). Мастером ее был Валентин Роцишевский, через год Франц Харлинский, а потом Густав Олизар, предводитель киевского губернского дворянства. Надзирателями были русские, а членами – все без разбора. “Можно было по-братски подавать друг другу руки”, – восторгался князь С. Г. Волконский. Прочитав записки Селецкого можно даже определить место сбора: “Над Крещатиком (прошу не путать с улицей) на одной из плоских возвышенностей, которыми кончается дворцовая часть Киева, стояло древнее, деревянное, полуразрушенное здание; там в старинные времена была масонская ложа, потом в здании этом помещался театр. Наконец оно пришло в совершенную ветхость и служило убежищем летучим мышам; зловещий крик последних нередко вечерней порой пугал прохожих и наводил на них уныние… Существовало поверье, что место это нехорошее, что заколдованный дом, обитаемый выходящими с того света”.

Массоны среди декабрисов

Более приличным для заседания массонов в Киеве был Контрактовый дом, находящийся и ныне на Подоле. Частым местом встреч массонов была “Зеленая гостиница” (не сохранилась), указывали также деревянный дом на Липках, который исчез в середине XX века. Любили принимать братьев у себя Олизары, С. Г. Волконский. Именно Сергея Григорьевича возвели в почетные члены упомянутой массонской ложи в том впоследствии страшном месте. Он один из активных членов масонского движения, член массонских лож “Соединенных друзей’, “Сфинкса”, основатель “Трех добродетелей”. 

Не хочу останавливаться подробно на всех руководителях и участниках восстания декабристов. О них достаточно написано и даже создание прекрасного киевского Музея А.С.Пушкина было возможным в советское время только с приставкой «…и декабристов”. Их, единственных из дворян и высшей знати, любила официальная историография и литературоведение, никогда не упоминая об их принадлежности к масонам. У меня сложилось мнение, что большинство советской интеллигенции искренне восхищалось декабристами из-за подспудной тоски по аристократии.

ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ: Андреевская церковь в Киеве: история и легенды

Тут нельзя было придраться: в СССР о декабристах разрешалось рассказывать все и поощрялось писать о них. Сегодня причины движения декабристов непонятны. У поляков была цель – независимость их родины. А у наших? Создание вольной республики с равенством прав для всех – весьма сомнительно. Обладая влиянием, богатством и множеством крепостных, ни один из них никого не отпустил на волю! Поэтому более на них останавливаться не буду, хотя многие весьма симпатичны. 

В 1822 г. масонские ложи согласно указу Александра I были запрещены, что придало их заседаниям определенную таинственность, без которой они, не лишенные романтизма, страдали. А массовые репрессии, произведенные после Сенатской площади и восстания Черниговского полка, руководимого братьями-масонами, опустили завесу на деятельность тайных обществ. Только польские масоны не успокоились, вот некоторые из них – первый муж жены О.Бальзака Винцеслав Ганский, ее брат А.С.Ржевуский, его служащий Комаревич-Фортуне и другие. 

Только с началом ХХ века в Российской империи возродилось движение масонов, переключившееся из мистически-просветительских к политическим и карьерным целям. Тогда, по строгим подсчетам, не более полусотни жителей империи состояло в правильных ложах, включая также иностранные. Но буквально через несколько лет объединений насчитывалось свыше сорока с численностью 400 братьев. После Февральской революции количество лож уменьшилось до 28, а их деятельность угасла. Это вызвано падением царизма, с которым боролись масоны, являясь тайной организацией, пришедшей к власти. Лидеры лож, ставшие правителями России, забыли основные масонские правила, ибо никогда всерьез в них не верили, а свои организации “усыпили”, то есть закрыли. Попробую вкратце осветить это важное десятилетие масонства, которое привело страну к революции. 

Известный историк и этнограф М.М.Ковалевский (1851-1916), который возродил киевское масонство, родился в Харькове в семье богатого помещика. В 1872 г., окончив Харьковский университет, отправился за границу, в то время увлекаясь первобытным обществом и соответственно коммунизмом, лично познакомился с К.Марксом ин Ф.Энгельсом. В Париже в 1901 г. организовал Российскую высшую школу общественных наук, в программу которой входил курс истории Украины. Это было впервые, потому что Максим Максимович не упускал возможности защитить украинскую культуру публично не важно где, в печати, в Государственной Думе или Госсовете, членом которого он был. Это очень не нравилось В.И.Ленину, критнковавшему его за эти симпатии. 

Ковалевский еще в юности стал французским масоном, а в 1906 г. получил повеление открыть две массонские ложи в Москве и одну в Петербурге. Через два года таковы были заведены в Киеве, Харькове и еще в 16-ти городах империи – от Варшавы до Иркутска. Один из его первопосвященных, адвокат В.А.Маклаков, постоянно бывавший у нас в городе, был организатором киевской ложи. 

Более подробных данных у меня пока не имеется, но можно сказать, что от начала Первой мировой войны до февраля 1917 г., который я убежден и был подготовлен массонами, в империи не было профессионального союза, учреждения, государственной или общественной организации, где не было бы масонов. Кто там был? Трудно сказать. Для начала приведу только тех, кто связан с Киевом (по словарю, взятому из книги Нины Берберовой “Люди и Ложи”). 

Известные киевские массоны

  1. Алданов (Ландау) Марк Александрович (1886, Киев – 1957), – писатель, один из основателей массонских лож “Свободная Россия” и “Северная 3везда” в Париже. 
  2. Балаховский Даниил Григорьевич (1863-1931), – сахарозаводчик. До 1917 г. – французский консульский агент в Киеве, затем эмигрант. 
  3. Вакар Николай Платонович, – сотрудник парижских “Последних новостей», с 1919 г. инициатор возобновления масонских лож в эмиграции.
  4. Вернадский Владимир Иванович (1863-1945), – академик, первый президент НАНУ.
  5. Воропаев М. А., – крупный промышленник.
  6. Гольдштейн Моисей Леонтьевич, – адвокат, в Киеве глава Всеукраинского комитета пострадавших от погромов.
  7. Григорович-Барский Дмитрий Николаевич, – председатель киевской судебной палаты. 
  8. Грузенберг Оскар Осипович (1866-1942), – адвокат, защитник по делу Бейлиса.
  9. Гуль Роман Борисович (1896, Киев – 1986), – писатель. 
  10. Добрый А.Ю., – сахарозаводчик и банкир. Из-за него в УНР произошел правительственный кризис в апреле 1918 г. Он был арестован за потакание немецким властям.
  11. Кочубей Леонтий Васильевич, – член Госдумы и масонского Межпарламентского союза (1910).
  12. Лопухин Сергей Алексеевич, – прокурор Киевской судебной палаты, сенатор.
  13. Луначарский Анатолий Васильевич (1875 — 1933), – литератор, государственный деятель СССР, массонская ложа “Великого Востока Франции”, в которую он вступил в Париже, обучаясь у Ковалевского М.М.
  14. Маклаков Василий Алексеевич (1869 — 1957), адвокат, защитник Бейлиса, ложа “Свободная Россия”.
  15. Одинец Дмитрий Михайлович (1882 — 195?), профессор истории, министр Центральной Рады, член киевской ложи “Астреи”, в Париже “Северная Звезда”. 
  16. Петлюра Симон Васильевич (1879 — 1926), – литератор, политический деятель, лидер Директории, Великий мастер в массонской ложе “Великая ложа Украины”.
  17. Терещенко Михаил Иванович (1888, Киев — 1958), сахарозаводчик, товарищ председателя Военно-промышленного комитета, министр финансов, а потом иностранных дел Временного правительства.

Терещенко и массонство

Деятельность М.И.Терещенко очень характерна и показательна для того периода, поэтому стоит остановиться подробнее на нашем земляке. Часть материала взята из книги “Люди и Ложи” Нины Берберовой, но прошу к нему относится скептически, там есть неточности и ошибки, хотя других, более похожих на достоверные, данных просто нет. Терещенко Михаил Иванович (5-V-1888, Киев — 1-IV-1956, Монте-Карло), сахарозаводчик, товарищ председателя Военно-промышленного комитета, министр финансов, а потом иностранных дел Временного правительства. Н.Берберова считает, что он вместе со своим близким другом и единомышленником А.Ф.Керенским, объединив всех масонов России, подготовил государственный переворот. Приведу цитату из ее книги: “Когда Терещенко захотел уйти в отставку (после второго коалиционного правительства), то Керенский прерывающимся от волнения голосом, в котором слышались ноты рыданий, упрекнул Терещенко в том, что тот его покидает, так как обещал не расставаться с ним до последнего момента”. Такие сцены, возможно, повторялись несколько раз, так как при каждой смене министров для Керенского было очень важно, кто масон, а кто нет. Своим братьям он напоминал о клятве”. Тройка: Керенский, Терещенко, Некрасов свидетельствовала, что членов тайного общества. объединяло нечто более сильное и прочное. 

Краткие данные о двух других: Керенский Александр Федорович (1881-1970), адвокат, получивший популярность, выступая в политических процессах. Депутат ГУ Государственной думы, председатель фракции трудовиков. 15 марта 1917 г. стал министром юстиции Временного правительства, в 1-м и 2-м коалиционных Временных правительствах военный и морской министр, а с 21 июля министр-председатель, с 12 сентября верховный главнокомандующий. Тогда появилось его определение “главноуговаривающий”. В сентябре (25-го) возглавил “Директорию” (“Совет пяти”, где министром иностранных дел был Терещенко); Некрасов Николай Виссарионович (1879-1940), лидер левого крыла партии конституционных демократов, член ,III и V Государственной думы, секретарь Верховного Совета масонов России, во Временном правительстве министр путей сообщения, потом финансов, с сентября 1917 г. генерал-губернатор Финляндии, в 1921-30 г. член правления Центросоюза СССР, в 1930-33 г. в заключении, в 1939 г. арестован и расстрелян. 

Далее о Терещенко. Есть предположение, что Михаил Иванович был членом или даже организатором в 1910 г., не смотря на свои молодые годы, массонской ложи “Люцифер”. Но, скорее всего, он вошел через два года в возобновленную массонскую ложу “Малая Медведица”. Керенский с братьями напечатали устав, назвав себя “Итальянские угольщики”. В том же году был в строгой тайне создан “Верховный Совет народов России”, который контролировался Всемирным масонским конвентом. Уже через год в этом Совете в качестве так называемых “секретарей” оказались Керенский, Терещенко и Некрасов. Вскоре была организована “Думская ложа” в составе 40 человек. “Верховный Совет Народов России” поручил всем достачтимым мастерам русских лож на территории империи составить список будущего правительства. Так были подготовлены кадры для свержения самодержавия и взятия власти. 

Став в феврале 1917 г. одним из лидеров государства, Михаил Иванович не оставил после себя воспоминаний. Некоторые интерзью с ним можно было бы найти в старых газетах, но там ни слова о его причастности к масонам. Остаются только свидетельства его друзей и недругов. 

Его молодые годы, проходили в Киеве. В 17 лет он стал богатейшим человеком, потом жизнь “баловня судьбы” в Петербурге, дружба санглийским послом, Блоком, Ремизовым, известным масоном, великим князем Николаем Михайловичем, создание популярного издательства “Сирин”. В феврале 1917 г. вхождение в состав Временного правительства, где из одиннадцати министров только П. Н. Милюков не был масоном. Он был “профаном”, потому что презирал все мистическое, ненавидел всякий символизм и таинственность. В “Воспоминаниях” Павел Николаевич пишет: “Я хотел бы подчеркнуть связь между Керенским, Некрасовым, Терещенко и Коноваловым. Все четверо довольно различны и по характеру, и по своему прошлому, и по своей политической роли; но их объединяют не только политические взгляды. Они связаны какой-то личной близостью политико-морального характера. Общие взаимные обязательства, исходящие из одного и того же источника. В политике последние министры новички, и их появление вызывает особые объяснения. Киевлянин Терещенко известен как меломан в Петербургских кругах; другой “министр-капиталист”, почти профессиональный пианист. Терещенко берет, по ассоциации со своими капиталами, портфель министра финансов; потом столь неожиданно, без всякой предварительной подготовки, становится дипломатом. Природный ум и хорошее воспитание его выручают. Мой антагонист и приемник, он потихоньку ведет мою же политику, успешно надувая Совет рабочих депутатов, но к концу постепенно освобождается от своего левого гипноза и даже разрывает с Керенским”.

В этом отрывке Милюков, которого на посту министра сменил Терещенко, как бы спорит с другим лидером кадетом В.Д.Набоковым: “Французские и английские дипломаты относятся лучше к Терещенко, чем к Милюкову. Почему?”. 

Войдя и во второй состав правительства с теми же братьями-масонами, Терещенко продолжает политику, обещанную союзникам. А это всеобщий мир без аннексий и контрибуции, прочные связи с Антантой, невозможность сепаратного мира с Германией, оборонительная война и освобождение земель, занятых немцами. 

Используя свои киевские связи, Михаил Иванович приезжает в июле 1917 года в Киев вместе с Керенским и ведет переговоры с Центральной Радой. Не смотря на то, что многие украинские лидеры еще помнили его по Киеву, основополагающие государственные вопросы так и не были решены. Пришлось не с чем возвращаться в Питер. 

Хорошо известный по советским источникам арест “министров-капиталистов” после штурма Зимнего дворца, странное освобождение нашего земляка из рук большевиков, 

“б января 1918 г. в свой последний день в России Терещенко пошел проститься с великим князем Николаем Михайловичем. Тот поцеловал его крепко в обе щеки и лоб” (Воспоминания Д.Бьюкенена), потом эмиграция: Норвегия, Франция, Англия, смерть в Монако вот вехи его долгого жизненного пути. 

С установлением советской власти в стране, масонство вскоре прекратилось. Многие масоны погибли или эмигрировали, к тому же не было необходимости в ритуалах, и самое главное строгое соблюдение закона СССР: “больше трех тайно не собираться”. По этой же причине прекратило существование и мистическое масонство, хотя еще в 1920-е годы Киевское ГПУ время от времени арестовывало членов лож в пригородах Боярка, Ирпень, Фастов. В усадьбах с отдельным входом легче сохранить тайну собрания, чем в многоэтажках с бдительными соседями. 

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСЕТИТЬ: ЭКСКУРСИИ ПО КИЕВУ

С приходом “перестройки” и развитием демократии появились все предпосылки создания сети масонских лож во всех бывших республиках СССР. Сегодня многие московские авторы делают попытки издать словарь современных масонов, но я к приведенному списку (Горбачев М.С., Явлинский Г.А., Яковлев А.Н. и многие другие) отношусь скептически, хотя им приписывают все политические преобразования последних лет ХХ столетия. Но, тем не менее, обращусь к читателям с просьбой дополнить приведенные скупые сведения о местных масонах, особенно тех, что касаются послереволюционной обстановки или сегодняшнего дня. 

“Кевлянинъ” №33, 2002 г. 

P.S.: К сожалению писем читателей редакция не дождалась, и Газета вскоре закрылась. Я и сам мог бы дополнить новыми данными по этому вопросу, особенно того, что касается современности, но не буду этого делать, так как это за меня сделали другие авторы. 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Також рекомендуємо

Як пам’ятник Шевченку «прагнув з’явитися» і зрештою з’явився в КиєвіЯк пам’ятник Шевченку «прагнув з’явитися» і зрештою з’явився в Києві

Збір пожертвувань на київський пам’ятник поетові почався в 1904 році. А в травні 1909-го міська дума офіційно дала «добро» на його зведення, визначивши для цього конкретне місце — Михайлівську площу.

Швейцарія в центрі КиєваШвейцарія в центрі Києва

У XIX столітті Лук’янівка була центром Київської інтелігенції, а у 50-х роках XX сторіччя її уподобали кіномани. У післявоєнні роки Лук’янівка поступово відбудовувалась. Серед старих довоєнних будинків почали з’являтись нові